46th International Philological Research Conference

Иконотекст как средство консервации и транслирования воспоминаний в романе В. Г. Зебальда «Аустерлиц»

Наталья Михайловна Зозуля
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2017-03-15
17:30 - 17:50

Ключевые слова, аннотация

Винфрид Георг Зебальд, фотография, Ролан Барт, память, «Аустерлиц».

Тезисы

В докладе представлены первоначальные результаты исследования, задачей которого является изучение функции фотографии (и иных изображений) в двух последних романах немецкого писателя В. Г. Зебальда (W. G. Sebald) «Кольца Сатурна» (1995, «Die Ringe des Saturn») и «Аустерлиц» (2001, «Austerlitz»). Традиционно романы Зебальда и, в частности, использование в них фотографического ряда активно изучаются в контексте отражения в них истории Холокоста, опыта переживания травмы и поиска идентичности «потерянным поколением». Концентрируясь на названных темах, исследователи (Т. Хоффман, У. Розе, В. Н. Ахтырская и др.) касаются вопроса фотопоэтики лишь в пределах исследуемой проблематики и вне аспекта уникальности сочетания слова и изображения как такового и соотнесенности визуальных вставок с сюжетом, наррацией и прочими уровнями поэтики зебальдовских романов. Иными словами, в имеющихся исследованиях творчества Зебальда замечается отсутствие взгляда на фотографию как на элемент, вокруг которого выстраивается текст; как на отправную точку для создания сюжетной линии.
В представленном докладе особое внимание уделяется роману «Аустерлиц» и, в частности, анализу основных характеристик фотографического материала в рамках темы памяти и воспоминаний, в результате которого стало возможным выявить значимость визуальных объектов как хранителей воспоминаний, их стимуляторов или же, наоборот, элементов, препятствующих активации памяти. Проведенный анализ фотографических вставок с привлечением ключевых идей из теории фотографии французского философа Р. Барта позволяет взглянуть на фотографию не как на технический способ фиксирования фрагментов действительности, но, прежде всего, как на единственно возможный инструмент восстановления «утраченных» событий в памяти человека.