Чеслав Милош в когнитивно-семиотической парадигме: дополнительность семиотических кодов в языковом отображении
Елена Евгеньевна Бразговская
Докладчик
профессор
Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург
Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург
4У
2017-03-21
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Чеслав Милош (Czesław Miłosz), когнитивная поэтика, ментальная репрезентация, двойное
кодирование, дополнительность языков.
Тезисы
Тексты
Ч. Милоша («Dom filozofa», «Esse») могут
быть прочитаны в контексте когнитивной поэтики / когнитивной семиотики как
альтернативный (художественный) анализ языковой репрезентации.
В
частности, показывается, как работает аксиома о дополнительности разносемиотических кодов (вербального и визуального) в философском дискурсе. У позднего Милоша
неоднократно воспроизводится положение: глаз — первичный инструмент отображения.
Даже у философа «наука видения
предшествует поэзии». Однако он обладает способностью перейти от «очевидностей, форм, вещей» (первичный
визуальный иконический образ, кодируемый вербально) к «оборотной стороне» физического мира (вербальная индексация,
дополняемая теперь уже ментальным образом по типу иконы-схемы).
Эссе «Dom filozofa» — смелая попытка заглянуть в сознание пишущего, воспроизвести процесс перекодирования вещи в слово. Глаз мыслителя уподобляется объективу кинокамеры. Панорамный оттиск мира («переливающаяся через край множественность видимого») переводится в вербальные перечни вещей, «каталоги именований». Это мир с точки зрения Абсолютного Свидетеля, или Бога. Философ очищает мир от телесности, запуская механизмы немиметического зрения — вербальной категоризации (за конкретной сорокой — всегда «сорочесть») и символизации. Однако оборотной стороной интеллектуального познания остается ментальный образ — визуальная икона-схема, призванная уменьшить степень семантической неопределенности. Таково представление о линии, которая, существуя вне какого-либо тела, соединяет физическое и «иное» пространства. Обязательность дополнительности языков в создании холистической картины мира объясняется в заключении когнитивным потенциалом инструментов отображения.
Эссе «Dom filozofa» — смелая попытка заглянуть в сознание пишущего, воспроизвести процесс перекодирования вещи в слово. Глаз мыслителя уподобляется объективу кинокамеры. Панорамный оттиск мира («переливающаяся через край множественность видимого») переводится в вербальные перечни вещей, «каталоги именований». Это мир с точки зрения Абсолютного Свидетеля, или Бога. Философ очищает мир от телесности, запуская механизмы немиметического зрения — вербальной категоризации (за конкретной сорокой — всегда «сорочесть») и символизации. Однако оборотной стороной интеллектуального познания остается ментальный образ — визуальная икона-схема, призванная уменьшить степень семантической неопределенности. Таково представление о линии, которая, существуя вне какого-либо тела, соединяет физическое и «иное» пространства. Обязательность дополнительности языков в создании холистической картины мира объясняется в заключении когнитивным потенциалом инструментов отображения.