О влиянии типичных грамматических ошибок на процесс коммуникации (по материалам эксперимента)
Ирина Юрьевна Усенко
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2017-03-15
16:20 -
16:35
Ключевые слова, аннотация
Русский язык как иностранный, обучение грамматике, типичная ошибка, грамматическая ошибка, коррекция и предупреждение типичных ошибок.
Тезисы
Коррекция ошибок традиционно считается одним из эффективных средств оптимизации учебного процесса. Преодолению каких ошибок следует уделять внимание при обучении иностранному языку и в какой степени? Существует мнение, что многие грамматические ошибки являются коммуникативно-незначимыми и не препятствуют реализации коммуникативного намерения говорящего. В то же время, некоторые авторы используют понятие потенциально коммуникативно-значимых ошибок. Это понятие основано на наблюдении, что коммуникативная значимость типичной грамматической ошибки может эксплицироваться не во всех контекстах. Данная гипотеза была проверена экспериментально. Было составлено 7 тестов по 30–35 устных и письменных высказываний иностранцев второго сертификационного уровня, содержащих типичные ошибки в области предиката. Каждый тест заполнялся 10 русскими информантами, которым предлагалось передать смысл высказываний иностранцев своими словами. Всего в эксперименте приняло участие 40 нефилологов с 18 до 50 лет. Результаты эксперимента позволили выявить важную закономерность: типичная ошибка в одних контекстах может являться КНЗО (коммуникативно-незначимой), а в других КЗО (коммуникативно-значимой). По результатам был создан рейтинг коммуникативной значимости рассмотренных ошибок в области предиката. Из 20 выделенных типов ошибок только для 4 не было отмечено КЗО. Все остальные 16 типов обладают коммуникативной значимостью в разной степени: 1) невысокой — до 10%; 2) высокой — свыше 10 %. Высоким процентом КЗ обладают ошибки, связанные с нарушением структуры высказывания. Полученные данные доказывают необходимость уделять внимание предупреждению любых грамматических ошибок. Это, в свою очередь, требует глубоких исследований в относительно причин их возникновения.