Номинации звуков человека в диалектном идиолексиконе
Светлана Сергеевна Земичева
Докладчик
научный сотрудник
НИУ Высшая Школа Экономики
НИУ Высшая Школа Экономики
164
2017-03-15
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Диалектная языковая личность, сибирские говоры, звукообозначения.
Тезисы
Доклад посвящен анализу
обозначений звуков человека в речи носителя сибирского старожильческого говора
В. П. Вершининой. Источниками материала послужили 4-томный «Полный словарь
диалектной языковой личности» (Томск, 2006–2012) и записи спонтанной устной
речи информанта, сделанные диалектологами Томской лингвистической школы.
В исследуемом лексиконе зафиксировано 164 обозначения
звуков человека (за единицу подсчетов взят лексико-семантический вариант).
Проанализировано 1151 высказывание с ними. Звуки человека делятся на 3 группы:
шумовые (зы'кать — ‘стучать’), неголосовые
звуки человека (кашлять, чмокать); голосовые неречевые звуки (хохотать, визже'ть).
Специфика данного поля проявляется в средствах номинации звука и их употреблении. Для номинации звука диалектоноситель использует глаголы, существительные, прилагательные; широко представлены звукоподражания, в том числе единицы, отсутствующие в литературном языке (и-ви-ви-ви — имитация плача, бо-бо-бо — имитация процесса поглощения жидкости); отмечены отдельные образные единицы (выть — ‘громко плакать’, орать по-коровьи); кроме того, задействуются невербальные средства (стук).
Звуки могут передавать как физическое состояние человека (болезнь, болевые ощущения), так и его эмоциональное состояние (скорбь, радость). При этом говорящий нередко оценивает проявления эмоций с этической точки зрения (так, осуждается смех как неуместное проявление радости вскоре после смерти близкого родственника; переживания из-за потери имущества вызывают иронию; плач из-за гибели животного вызывает недоумение). Таким образом, анализ функционирования обозначений звука выявляет этическую доминанту в сознании диалектоносителя.
Специфика данного поля проявляется в средствах номинации звука и их употреблении. Для номинации звука диалектоноситель использует глаголы, существительные, прилагательные; широко представлены звукоподражания, в том числе единицы, отсутствующие в литературном языке (и-ви-ви-ви — имитация плача, бо-бо-бо — имитация процесса поглощения жидкости); отмечены отдельные образные единицы (выть — ‘громко плакать’, орать по-коровьи); кроме того, задействуются невербальные средства (стук).
Звуки могут передавать как физическое состояние человека (болезнь, болевые ощущения), так и его эмоциональное состояние (скорбь, радость). При этом говорящий нередко оценивает проявления эмоций с этической точки зрения (так, осуждается смех как неуместное проявление радости вскоре после смерти близкого родственника; переживания из-за потери имущества вызывают иронию; плач из-за гибели животного вызывает недоумение). Таким образом, анализ функционирования обозначений звука выявляет этическую доминанту в сознании диалектоносителя.
Исследование
выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-02043).