Социальная ирония в новогреческой литературе: античные и византийские мотивы в творчестве М. Карагациса
Оксана Юрьевна Гончарко
Докладчик
научный сотрудник
Русская христианская гуманитарная академия
Русская христианская гуманитарная академия
Греческий институт
2017-03-16
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
М. Карагацис, Парменид, Сократ, апофтегматы, социальная ирония.
Тезисы
М. Карагацис (1908–1960, Μ.Καραγάτσης), известный греческий прозаик, принадлежит к поколению греческих литераторов, вошедших в историю европейской литературы как «поколение тридцатых», творчество которых отмечено возникновением сюрреализма и модернистских течений в литературе.
Обычно утверждается, что Карагацис остается на реалистических позициях, при этом часто отмечается его склонность к натурализму. Однако, как я попытаюсь показать в докладе, художественные образы и стилистические приемы Карагациса намного сложнее, чем отмеченный практически всеми критиками фрейдизм или даже «пансексуализм»: фактически все тексты Карагациса содержат очень личностную ироническую интонацию и неожиданные модернистские ходы. Его творчество отличает удивительный пластический талант, склонность к самоиронии и игре.
В докладе предлагаются различные иллюстрации, предполагающие обосновать следующие тезисы, касающиеся творчества Карагациса:
1. Социальная ирония в рассказе «Одинокое путешествие на остров Кифира» («Μοναχικὸ ταξίδι στὰ Κύθηρα») структурно и содержательно связана с поэмой Парменида «О природе» (ὁ Παρμενίδης, «Περί φύσεως»), а также сократической иронией как способом изложения мысли.
2. Социальная ирония в романе «Замечательная история святых Сергия и Вакха» («Η θαυμαστή ιστορία των αγίων Σέργιου και Βάκχου») структурно и содержательно соответствует жанру ранневизантийских апофтегмат и может быть сопоставлена с некоторыми из них (Apophthegmata, collectio anonyma, e cod. Coislin. 126). Исследование поддержано проектом РГНФ № 15-03-00138 «Античная логика и византийская интеллектуальная традиция: аспекты рецепции».
Обычно утверждается, что Карагацис остается на реалистических позициях, при этом часто отмечается его склонность к натурализму. Однако, как я попытаюсь показать в докладе, художественные образы и стилистические приемы Карагациса намного сложнее, чем отмеченный практически всеми критиками фрейдизм или даже «пансексуализм»: фактически все тексты Карагациса содержат очень личностную ироническую интонацию и неожиданные модернистские ходы. Его творчество отличает удивительный пластический талант, склонность к самоиронии и игре.
В докладе предлагаются различные иллюстрации, предполагающие обосновать следующие тезисы, касающиеся творчества Карагациса:
1. Социальная ирония в рассказе «Одинокое путешествие на остров Кифира» («Μοναχικὸ ταξίδι στὰ Κύθηρα») структурно и содержательно связана с поэмой Парменида «О природе» (ὁ Παρμενίδης, «Περί φύσεως»), а также сократической иронией как способом изложения мысли.
2. Социальная ирония в романе «Замечательная история святых Сергия и Вакха» («Η θαυμαστή ιστορία των αγίων Σέργιου και Βάκχου») структурно и содержательно соответствует жанру ранневизантийских апофтегмат и может быть сопоставлена с некоторыми из них (Apophthegmata, collectio anonyma, e cod. Coislin. 126). Исследование поддержано проектом РГНФ № 15-03-00138 «Античная логика и византийская интеллектуальная традиция: аспекты рецепции».