46th International Philological Research Conference

Подготовка к участию в дискуссии на начальном этапе обучения (азиатская аудитория)

Кира Александровна Щукина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Наталья Владимировна Новак
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2017-03-16
15:30 - 15:45

Ключевые слова, аннотация

Преподавание РКИ, коммуникативный подход, дискуссия, ПОПС-формула.

Тезисы

В последнее время в российских вузах существенно увеличилось количество азиатских учащихся. Работая с такой аудиторией, преподаватели РКИ сталкиваются с определенными трудностями. Особенно это касается взаимодействия азиатских студентов с другими учащимися, а также с преподавателем. Это заставляет преподавателей несколько иначе выстраивать свою работу, адаптируя известные приемы для нужд именно азиатской аудитории.
В коммуникативном подходе в обучении иностранным языкам на уроках используются задания, которые побуждают учащихся приближать их языковое поведение к ситуациям реальной жизни, предлагают обучающимся проблему или вопрос для обсуждения. К сожалению, азиатские студенты, изучающие русский язык, с большим трудом выражают свое мнение и отстаивают его. Умение поддерживать разговор даже при ограниченной лексической и грамматической базе является одним из аспектов коммуникативной компетенции, но азиатские студенты любого уровня владения языком оказываются не готовы ни к выражению своего мнения, ни, тем более, к дискуссии, которая является одним из основных видов упражнений, использующихся в обучении иностранным языкам по коммуникативной методике. В связи с этим мы хотели бы предложить для развития речи студентов и формирования у них коммуникативной компетенции такой эффективный, на наш взгляд, «инструмент», как ПОПС-формула (PRES-formula). Именно знание этой формулы, с нашей точки зрения, может помочь  азиатским студентам, которые, в силу культурных различий, формулируют и выражают свое мнение иначе, нежели их европейские и американские «коллеги». Ценность этого технического приема заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме, что особенно актуально на начальных этапах обучения.