Судьба Абрама Мироновича Гурфинкеля: к истории незавершенной пьесы Ю. К. Олеши о двух друзьях
Nikolay Aleksandrovich Guskov
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2017-03-17
18:15 -
18:35
Ключевые слова, аннотация
Русская литература 1920–1930-х гг., советская литература, русская драматургия XX в., Ю. К. Олеша, творческая история, текстология.
Тезисы
Обширное рукописное наследие Ю. К. Олеши, сохранившееся в архиве писателя, нуждается в детальном изучении. Это позволит обнаружить неизвестные стороны его творчества и уточнить, а нередко переосмыслить интерпретации известных его сочинений. Многие произведения Олеша писал десятилетиями, часто так и не закончив. В завершенных же текстах имеются аллюзии на данные черновые наброски. Проходящие через все творчество Олеши персонажи, сюжетные положения, темы и мотивы объясняют истинный смысл центральных его романов и пьес.
Среди таких замыслов — пьеса о двух друзьях юности (обычно о двух врачах), один из которых стал влиятельным лицом. Последний представлен, например, в лице Степанова («Строгий юноша»). Второй, чаще доктор Абрам Миронович Гурфинкель, выступал в 3 ипостасях: резонер, выражающий одновременно постулаты официальной идеологии и несводимые к ней настроения драматурга; старый романтик, «истинный нищий»; двойник-искуситель своего друга, «черный человек», имморалист и «подчеркиватель неравенств».
Доклад сосредоточен на анализе этого характера в черновиках незаконченной пьесы и отражений его в более цельных текстах («Смерть Занда», «Черный человек», «Работа над пьесой» и т. д.). Речь идет также об автобиографических источниках персонажа и его соотношении с героями «Зависти», «Трех толстяков», «Строгого юноши». В незаконченных сценариях «Девушка и смерть», «Кардинальные вопросы» образ Гурфинкеля соотнесен с Франкенштейном, отделился от сюжета о двух друзьях и стал центрообразующим для новой группы текстов.
Среди таких замыслов — пьеса о двух друзьях юности (обычно о двух врачах), один из которых стал влиятельным лицом. Последний представлен, например, в лице Степанова («Строгий юноша»). Второй, чаще доктор Абрам Миронович Гурфинкель, выступал в 3 ипостасях: резонер, выражающий одновременно постулаты официальной идеологии и несводимые к ней настроения драматурга; старый романтик, «истинный нищий»; двойник-искуситель своего друга, «черный человек», имморалист и «подчеркиватель неравенств».
Доклад сосредоточен на анализе этого характера в черновиках незаконченной пьесы и отражений его в более цельных текстах («Смерть Занда», «Черный человек», «Работа над пьесой» и т. д.). Речь идет также об автобиографических источниках персонажа и его соотношении с героями «Зависти», «Трех толстяков», «Строгого юноши». В незаконченных сценариях «Девушка и смерть», «Кардинальные вопросы» образ Гурфинкеля соотнесен с Франкенштейном, отделился от сюжета о двух друзьях и стал центрообразующим для новой группы текстов.