Мететатексты и гипертексты «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского
Сергей Акимович Кибальник
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2017-03-17
15:30 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
Метатекст, гипертекст, полемический, интерпретация, художественный, литература, Достоевский.
Тезисы
Роман Достоевского «Преступление и наказание» породил огромное количество самых разносторонних «отражений» в западной и русской литературе последней трети XIX–XXI вв. Вначале это были, естественно, метатексты: переводы, театральные инсценировки и т. п. Однако очень скоро, в 1880-е гг., во всех крупнейших литературах Европы: французской, немецкой, английской и итальянской — появились и гипертексты — оригинальные романы о «преступлении и наказании», варьирующие сюжетно-образную канву романа Достоевского. В 1890-е гг. подобные произведения начали создаваться и в России. Со временем они уступили место гипертекстам более сложной природы — ориентированным, как правило, уже на несколько романов русского писателя одновременно. Что касается общего направления в трансформации темы «преступления и наказания», то оно шло по линии: «преступление без раскаяния» — «преступление без наказания» — «наказание без преступления» и т. п.; при этом полемика с Достоевским, как правило, велась в сфере не столько автора, сколько героя. В докладе будут рассмотрены вопросы о характере полемических интерпретаций «Преступления и наказания» в художественной литературе, а также об их обусловленности теми или иными факторами специфики развития литературы и личности их создателей.
Исследование выполнено при финансовои поддержке РФФИ в рамках проекта «Что и как читали русские классики? (От круга чтения к стратегиям письма)», № 15-34-11047.
Исследование выполнено при финансовои поддержке РФФИ в рамках проекта «Что и как читали русские классики? (От круга чтения к стратегиям письма)», № 15-34-11047.