46th International Philological Research Conference

Рожденное в муках слово: о стихотворениях Марии Петровых, связанных темой языка

Татьяна Борисовна Богатырева
Докладчик
доцент
Тульский государственный университет

215
2017-03-15
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Мария Петровых, лирика, композиция, анализ поэтического текста.

Тезисы

Поэтическое наследие М. С. Петровых, которое всё чаще становится предметом исследования в современной филологии, так богато и эстетически интересно, что необходимость дальнейшего его изучения не вызывает сомнения. Существенную часть наследия поэта составляют тексты, где предметом размышления выступает язык / речь. Является ли способность к речи присущей только человеку? В чем специфика языка природы? Какими характеристиками в М. С. Петровых наделяется слово? Каковы отношения человека и слова? Эти вопросы являются основными в нашем исследовании.
В результате композиционно-стилистического анализа стихотворений «Кузнечики… А кто они такие?», «Сверчок поет, запрятавшись во тьму», «Немого учат говорить», «Страшно тебе довериться, слово», «Редактор» и «В минуту отчаяния» мы пришли к следующим выводам. В лирике М. С. Петровых способность к речи не является свойством только человека. Мир природы также говорит и о повседневном, и о высоком. «Кузнечикам» и «сверчкам» дано то, чего лишен человек, в муках ищущий средство выразить мысль: язык «кузнечиков» и «сверчков» естествен и лёгок. Язык природы внесловесный, т. к. мудрость природы выше человеческой разумности, получающей выражение в слове. Поэтическое мастерство природы сакрально, человеку оно недоступно.
Гармония во взаимоотношениях природы и ее языка противопоставлена дисгармонии отношений человека с его языком. «Человеческому» слову приходится учиться, преодолевая страдания. Главное требование, предъявляемое М. С. Петровых к слову, — правдивость, точность. Это требование превращает поиск слова в вечную борьбу. Поиск правдивого слова обрекает говорящего на страдания и страх. Слово рождается в муках. Звучащее слово — воплощение жизни, этим оно противопоставлено «беззвучной» смерти.