46th International Philological Research Conference

Рецепция повести Э. Уортон «Итан Фром» в романе А. Брукнер «Льюис Перси»

Алиса Яковлевна Климовская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2017-03-20
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Межтекстовые параллели, интертекстуальный анализ, Э. Уортон, А. Брукнер, рецепция.

Тезисы

В своих сочинениях «Итан Фром» (1911) и «Льюис Перси» (1989) Э. Уортон и А. Брукнер в нехарактерной для себя манере (центральное место в их творчестве занимает женская тема) обращаются к исследованию мужской субъективности. Сходство персонажей проявляется в их несоответствии традиционным эталонам мужественности с точки зрения личностных качеств и манеры поведения. Образы конструируются в противовес представлениям о «настоящем мужчине», ибо движимые чувством долга, эти персонажи инертны, не способны ответить на вызов реальности. При наличии многочисленных сюжетных параллелей между заявленными сочинениями, существенное различие в трактовке мужских персонажей заключается в концепции героизма, которая является основополагающей для личности Льюиса. Так Брукнер делает акцент на роли литературы и культуры в целом в формировании гендерной идентичности ее персонажей. Хотя Льюис изучает героев, выведенных в литературных произведениях, стремится на них походить, оперирует в речи героической лексикой, героические концепты используются автором в отношении персонажа иронически, в виде насмешки. Парадоксальным образом, понятие героизма больше соотносится Уортон и Брукнер с их женскими персонажами, утверждающими свою власть. Сходство наблюдается и в практиках символизации. Диалог между двумя сочинениями обнаруживается нами и на архитекстуальном уровне и проявляется в наличии жанровой связи двух текстов. Будучи образцами  жанра психологической прозы, они проливают свет на человеческую натуру, поднимают проблемы философии любви и личной свободы в браке. Оба сочинения кардинально отличаются развязкой конфликта.Преломляя чужой текст Уортон в соответствии со своим замыслом, Брукнер создает на него пародию, объектом которой выступает утративший моральные ценности современный мир.