О когнитивной основе теории текстуальности
Константин Анатольевич Филиппов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
207
2017-03-16
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Лингвистика, текст, текстуальность, признаки текста, когнитивные системы.
Тезисы
Концепция Р.-А. де Богранда и В. Дресслера о так называемых семи критериях
текстуальности охватывает совокупность тех свойств (признаков, параметров),
которые присущи тексту, а именно: 1) когезия, 2) когерентность, 3)
интенциональность, 4) воспринимаемость, 5) информативность, 6) ситуативность,
7) интертекстуальность. Важным обстоятельством следует признать то, что основу
данной теории составляют не структурно-синтаксические и семантические признаки
текста, а когнитивные предпосылки выполнения критериев текстуальности. По
словам М. Шернера, модель Р.-А. де Богранда и В. Дресслера представляет собой
«дорожный знак, знаменующий когнитивный поворот в лингвистике текста» (Meilenstein für die kognitive Wende in der Textlinguistik).
Внимательное рассмотрение каждого из заявленных выше критериев доказывает
их когнитивную природу. Так, за простыми грамматическими зависимостями (когезия) скрываются сложные
референциальные отношения. Когерентность
охватывает чисто содержательные (точнее когнитивные) взаимосвязи в тексте.
Выделение интенциональности и воспринимаемости текста уравнивает роли
говорящего лица и реципиента как равноправных партнеров по общению. Ситуативность предполагает правильную
оценку партнерами обстоятельств общения и следование определенным нормам коммуникативного
поведения. Более информативные тексты
(информативность) являются
одновременно более эффективными, потому что люди предпочитают новую и неожиданную
информацию, а не уже известную или само собой разумеющуюся. В основе интертекстуальности лежит знакомство
коммуникантов а) с определенными типами текста и б) с конкретными текстами
разных авторов, что предполагает владение общими когнитивными системами.