Особенности экскламативных конструкций (на материале либретто Р. Вагнера и романа Готфрида Страсбургского «Тристан»)
Анна Сергеевна Новикова
Докладчик
сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
204
2017-03-16
17:00 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
Экскламатив, либретто, Рихард Вагнер, средневековый роман, Готфрид Страсбургский.
Тезисы
Цель анализа — выявить структурные и семантические особенности экскламативов с учетом контекстной обусловленности их использования в художественном тексте (на примере либретто Вагнера «Тристан и Изольда» и романа «Тристан» Готфрида Страсбургского). В докладе рассматриваются различные подходы к исследованию восклицательных предложений.
Ф. Д’Авис отмечает, что экскламативы невозможно определить с помощью простых формальных средств, таких как порядок слов. При этом важную роль играет функциональное объяснение, согласно которому, в восклицательном предложении говорящий выражает свое удивление тем, что некоторое положение вещей, описанное в высказывании, не отвечает его/ее ожиданиям (d’Avis:2013:171).
Х. В. Эромс обращает внимание на особую экскламативную интонацию, которая оказывается его главной отличительной характеристикой (Eroms:2000:113).
В. Г. Адмони предлагает широкое определение экскламатива и отмечает, что в восклицательном предложении наиболее остро проявляется повышенно-эмоциональное содержание высказывания. Он также выделяет особую категорию предложений, не выполняющих коммуникативной задачи и выражающих только эмоциональное состояние говорящего, в виде таких предложений могут выступать, например, междометия (В. Г. Адмони:1973:205).
С точки зрения структурных особенностей наибольший интерес в либретто Рихарда Вагнера и «Тристане» Готфрида Страсбургского (одном из первоисточников произведения Вагнера) представляют, так называемые, w-Exklamativstze (d’Avis:2013:186), т. е. экскламативные предложения c вводными словами на w (wie, wo, wer, was и т. д.). Кроме того, в тексте либретто и средневековом романе широко представлены экскламативные предложения, для которых характерно использование междометий как лексических маркеров эмоционального напряжения героев.
Ф. Д’Авис отмечает, что экскламативы невозможно определить с помощью простых формальных средств, таких как порядок слов. При этом важную роль играет функциональное объяснение, согласно которому, в восклицательном предложении говорящий выражает свое удивление тем, что некоторое положение вещей, описанное в высказывании, не отвечает его/ее ожиданиям (d’Avis:2013:171).
Х. В. Эромс обращает внимание на особую экскламативную интонацию, которая оказывается его главной отличительной характеристикой (Eroms:2000:113).
В. Г. Адмони предлагает широкое определение экскламатива и отмечает, что в восклицательном предложении наиболее остро проявляется повышенно-эмоциональное содержание высказывания. Он также выделяет особую категорию предложений, не выполняющих коммуникативной задачи и выражающих только эмоциональное состояние говорящего, в виде таких предложений могут выступать, например, междометия (В. Г. Адмони:1973:205).
С точки зрения структурных особенностей наибольший интерес в либретто Рихарда Вагнера и «Тристане» Готфрида Страсбургского (одном из первоисточников произведения Вагнера) представляют, так называемые, w-Exklamativstze (d’Avis:2013:186), т. е. экскламативные предложения c вводными словами на w (wie, wo, wer, was и т. д.). Кроме того, в тексте либретто и средневековом романе широко представлены экскламативные предложения, для которых характерно использование междометий как лексических маркеров эмоционального напряжения героев.