История христианских реликвий в сирийском апокрифе «Исход Марии»
Елена Никитична Мещерская
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кафедра библеистики
2017-03-15
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Библия, библейские апокрифы, успение Богородицы,
христианские реликвии, легенды об обретении креста.
Тезисы
Сирийская литература донесла до нас группу апокрифов, посвященных успению Богородицы, которые мы объединяем под названием «Исход Марии». Основная цель всех этих рассказов — установить церковные праздники и ритуалы, связанные с почитанием Богородицы. Однако наряду с этой темой апокриф развивает и другую, важную для автора тему противостояния иудеев и христиан. Для ее развития в «Исход Марии» включено несколько сюжетов. Источники двух первых сюжетов уже были нами исследованы. Этот доклад посвящен третьему сюжету о христианских реликвиях. Рассказ о христианских реликвиях содержится только в пространной версии «Исхода Марии». Он своим содержанием проявляет явное знакомство и зависимость от группы легенд, которые существуют в разных христианских литературах и излагают историю обретения креста Иисуса Христа. К их числу относятся легенда о Протонике, супруге императора Клавдия, легенда об Иуде Кириаке и несколько версий легенды об императрице Елене, матери императора Константина. Две первые легенды связаны своим происхождением именно с этими версиями.
Автор «Исхода Марии» предлагает еще одну версию предания об обретении креста. Он делает попытку ретроспективно перенести известный сюжет во времена еще более ранние и рассказывает, как христиане Иерусалима пытались отыскать реликвии при жизни Богородицы. Поскольку в «Исход Марии» была включена легенд о переписке царя Авгара с Тиберием, заимствованная из «Учения Аддая», мы полагаем, что непосредственным источником для рассказа о попытке обретения креста, также послужило это сирийское сочинение и вошедшая в него легенда о Протонике.
Автор «Исхода Марии» предлагает еще одну версию предания об обретении креста. Он делает попытку ретроспективно перенести известный сюжет во времена еще более ранние и рассказывает, как христиане Иерусалима пытались отыскать реликвии при жизни Богородицы. Поскольку в «Исход Марии» была включена легенд о переписке царя Авгара с Тиберием, заимствованная из «Учения Аддая», мы полагаем, что непосредственным источником для рассказа о попытке обретения креста, также послужило это сирийское сочинение и вошедшая в него легенда о Протонике.