46th International Philological Research Conference

Роль и место вербальных ассоциаций при изучении разговорной темы «Медицина» в процессе преподавания русского языка как иностранного

Сяо Вэй
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2017-03-15
17:15 - 17:25

Ключевые слова, аннотация

Вербальные ассоциации, русский язык как иностранный, ассоциативный эксперимент, тематическая группа, ассоциаты.

Тезисы

Разговорная тема «Медицина» занимает важное место в программе изучения русского языка как иностранного. Учет вербальных ассоциаций носителей русского языка особенно актуален при формировании состава лексико-тематической группы и обсуждении страноведческих вопросов иностранными учащимися, находящимися на продвинутом этапе обучения. Проведенный свободный цепочечный ассоциативный эксперимент среди носителей русского языка (всего 103 человека), являющихся пациентами, медработниками и студентами медицинских вузов Санкт-Петербурга, позволил определить объем ассоциативно-вербального поля «Медицина» в современном русском языковом сознании — всего было получено 558 реакций. Полученные ассоциаты были классифицированы по тематическим группам. Наиболее объемными, ядерными группами для всех респондентов оказались наименования лекарственных форм (таблетки, порошки, капли и др.), наименования болезней и болезненных поражений (грипп, ангина, рана, ожог и др.), наименования частей тела (рука, живот, зуб и др.), наименования медицинских учреждений (больница, поликлиника и др.), наименования медицинских манипуляций (уколы, вакцинация и др.), наименования медицинского персонала (врач, медсестра, уролог и др.). Лексика, входящая в эти группы, составляет необходимый минимум для занятий. Особый интерес с лингвострановедческой точки зрения представляют наименования реалий (напр. бомжи в приемном покое), прецедентные имена и высказывания (Гиппократ, Айболит, «Группа крови на рукаве», «Моя девушка учится в меде», «Интерны», Птица — не грач, стоматолог — не врач и др.); слова-символы (змея, красный крест, кадуцей); оценочные номинации. Эти единицы требуют специального комментария в иностранной аудитории.