Основные итоги и пути трансформации фольклорной традиции сегозерских карелов (XIX — первые дестилетия XXI вв.)
Людмила Ивановна Иванова
Докладчик
научный сотрудник
Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН
Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН
188
2017-03-14
14:00 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
Сегозерье, лирические песни, сказки, причитания, биографический рассказ.
Тезисы
Уникальность Карелии придавало одновременное бытование вплоть до
конца 19 в. двух эпических традиции: русских былин и
карельских рун. Сегозерье - это Средняя Карелия, место скрещивания
различных культурных потоков, достаточно активного двуязычия уже с конца 19 в. Язык и культура этого ареала испытала
влияние как собственно карелов с севера и ливвиков и людиков с юга, так и
русских с востока. Сегозерские карелы уже в середине 19 в. не знали рун, но пели много
лирических песен, как русских, так и карельских (что не было свойственно другим карелам); здесь была широко
развита причетная и сказочная традиции. В 70 гг. 20 в. уже было зафиксировано угасание сказочной традиции (помнят сюжет, но забывается последовательность событий, мотивировка действий, детали и т. п.); сказка потеряла взрослую аудиторию, ее перестали рассказывать мужчины. Загадка здесь тоже сохранилась гораздо хуже, чем на Севере. Репертуар карельских лирических песен остался почти неизменным по сравнению с записями 30 гг., но уже было заметно обеднение русского репертуара. Ушел из бытования свадебный плач; похоронная и поминальная причеть была жива вплоть до конца 20 в. Следовательно, лучше сохранились исконно женские жанры: причеть и рифмованные лирические песни; сказочную традицию также попытались перенять и сохранить женщины. В последней трети 20 в. начали записывать мифологическую прозу. Экспедиция 2016 г. зафиксировала полное угасание традиционных фольклорных жанров. В какой-то мере сохранилась быличка (но она потеряла сюжетное развитие, образность и красочность) и лирическая песня. Основным жанром стал биографический рассказ, воспоминания об обрядах, верованиях и традициях. Главные причины: ушел из повседневной жизни карельский язык, изменились культурно-бытовые условия и демография деревни.