Фольклорные фразеологизмы в современном социокультурном контексте: по щучьему велению
Татьяна Геннадьевна Никитина
Докладчик
профессор
Псковский государственный университет
Псковский государственный университет
201
2017-03-15
14:50 -
15:05
Ключевые слова, аннотация
Фразеологизм, фольклор, структурно-семантическая трансформация, фразеологическое
значение, интернет-публицистика, язык рекламы.
Тезисы
Диапазон структурно-семантических
трансформаций фольклорного фразеологизма по
щучьему велению достаточно широк. В современной интернет-публицистике
используются две модели его преобразования: конкретизирующая (с заменой атрибутивного компонента) и
конкретизирующе-интенсифицирующая (с заменой утвердительной формы на
отрицательную).
В педагогическом дискурсе
реализуется дидактический потенциал оборота. Его этимологизация с обращением к сюжету сказки позволяет использовать
фразеологизм в многочисленных внеклассных мероприятиях, направленных на
воспитание трудолюбия и других положительных личностных качеств учащихся.
Интерпретация сюжета
народной сказки в эзотерике и психологии приводит к использованию оборота по щучьему велению как формулы успеха в рамках
психологических техник личностного и духовного роста, привлечения удачи и
повышения уровня материального благосостояния.
В теории и практике
манипулирования личностью оборот по
щучьему велению терминологизируется и используется как наименование особого
манипуляционного приема, смоделированного в народной сказке.
Реклама как инструмент манипулирования
сознанием также обращается к фразеологизму
по щучьему велению. Здесь он
используется как наименование предлагаемого потребителю продукта или выступает
в качестве эргонима — наименования фирмы, компании. Такой рекламный ход
апеллирует к эмоциям адресата, когда срабатывают положительные коннотации
фразеологизма.
Таким образом, можно констатировать
не только традиционные структурно-семантические трансформации фразеологизма по щучьему велению, но и характерное
исключительно для данного оборота расширение сфер употребления, терминологизацию
и онимизацию.