Прагматические функции речевого акта молчания
Нина Феликсовна Щербак
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
182
2017-03-16
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Прагматические
функции молчания, тишина, пустота, «нулевой» речевой акт.
Тезисы
1. Молчание является полноправным участником коммуникации. Изучение феномена молчания рассматривается в рамках «дискрипции нулевого речевого акта», когда нарушен стереотип поведения, присутствуют признаки контролируемости, намеренного участия говорящего в той или иной оппозиции; молчание может быть связано с чувством уважения, скорби, смирения.
2. Мотив тишины (молчание в его эстетическом аспекте) является необходимым фоном слова, используется авторами прозаических и поэтических произведений. При такой реализации наблюдается акцент на «интонационных» возможностях слова, его звучании, ритмике нарратива, знаках препинания: тире, точка, многоточие, интервале между словами. Очевидно повышенное внимание к звуковым элементам, которое при анализе художественного текста проявляется при актуализации частных случаев всевозможных звуковых трансформаций, таких как звуковое отражение, «эхо». Как общая тенденция, наблюдается «эмансипация» поэзии и художественного текста от грамматики.
3. Реализация паузы, «времени тишины» в текстах может сопровождаться описанием не только посторонних или потусторонних звуков и шумов, но и внутренней речи героев, при этом обычно в тексте реализуется описание тех жестов, мимики, других паралингвистических средств выражения, которые сопутствуют молчанию и эксплицитно говорят о внутреннем состоянии героя.
4. Молчание и тишина — разные понятия, тишина — «природный феномен, транспонируемый на мир человека, а молчание — человеческий феномен, транспонируемый на мир природы». Молчание — знак стоящего за ним содержания. Тишина не может быть знаком, наполнитель тишины проходит извне. Тишина в большинстве случаев имеет положительные коннотации, «пустота» может иметь как положительные, так и отрицательные коннотации.
2. Мотив тишины (молчание в его эстетическом аспекте) является необходимым фоном слова, используется авторами прозаических и поэтических произведений. При такой реализации наблюдается акцент на «интонационных» возможностях слова, его звучании, ритмике нарратива, знаках препинания: тире, точка, многоточие, интервале между словами. Очевидно повышенное внимание к звуковым элементам, которое при анализе художественного текста проявляется при актуализации частных случаев всевозможных звуковых трансформаций, таких как звуковое отражение, «эхо». Как общая тенденция, наблюдается «эмансипация» поэзии и художественного текста от грамматики.
3. Реализация паузы, «времени тишины» в текстах может сопровождаться описанием не только посторонних или потусторонних звуков и шумов, но и внутренней речи героев, при этом обычно в тексте реализуется описание тех жестов, мимики, других паралингвистических средств выражения, которые сопутствуют молчанию и эксплицитно говорят о внутреннем состоянии героя.
4. Молчание и тишина — разные понятия, тишина — «природный феномен, транспонируемый на мир человека, а молчание — человеческий феномен, транспонируемый на мир природы». Молчание — знак стоящего за ним содержания. Тишина не может быть знаком, наполнитель тишины проходит извне. Тишина в большинстве случаев имеет положительные коннотации, «пустота» может иметь как положительные, так и отрицательные коннотации.