Иностранные языки в неязыковом вузе: дискуссия или ролевая игра?
Елена Сергеевна Чаленко
Докладчик
доцент
Воронежский государственный университет
Воронежский государственный университет
416
2017-03-17
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Методика, немецкий язык, мировоззрение, дискуссия, ролевая игра.
Тезисы
Среди множества узко специализированных научных направлений, преподаваемых в неязыковых вузах, иностранный язык (ИЯ) занимает особое положение. В то время, как при лавинообразном росте общего объема человеческий знаний некоторые дисциплины оказываются способными давать нам все меньшую и меньшую долю этих знаний, ИЯ в силу своей гуманитарно-прикладной сущности не теряет значимости и влияет на формирование личности учащегося. Восполняя существующий в информационном обществе дефицит общения, урок ИЯ учит говорить и слушать, помогает через разговор и возникающие разногласия понять другого человека и быть понятым, выстроить отношения между людьми, приобрести умение быть свободным. Но наша дисциплина развивает не только умение говорить, но предлагает и темы для разговора. В этом смысле на преподавателях по ИЯ лежит особая ответственность. Чрезвычайно популярны среди учащихся нашего вуза немецкоязычные дискуссии на острые темы личной и общественной жизни: «Чего вы хотите добиться в жизни?», «Роль женщины в современном обществе и в семье», «Для чего мы учимся и работаем?» и др. Несмотря на предварительную лексико-грамматическую подготовку подобных уроков (чтение и реферирование статей, просмотр художественных и учебных фильмов), мы не можем не отметить один существенный недостаток: вместе со стремлением говорящих высказать свое мнение наблюдается снижение общего языкового уровня этих дискуссий, возникает большое количество ошибок, мысли выражаются примитивными фразами. В языковом смысле более предпочтительны ролевые игры, в которых роли с соответствующими языковыми единицами заранее подготовлены. Отдавая себе отчет в языковых потерях, мы все же включаем дебаты в наши рабочие программы по ИЯ, понимая их общеобразовательную значимость.