Музыкальная интерпретация одного стихотворения Курта Швиттерса
Дарья Тариэловна Барабенова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Кинозал
2016-04-21
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются общие тенденции, характерные для поэзии и музыки в первой
половине XX
в., заметные как в языке, так и в традиционной ладогармонической системе, а также
предпринимается попытка решить проблему восприятия одного авангардного текста
посредством рассмотрения его сквозь призму графической нотации.
Тезисы
К началу XX в. в Европе нарастает кризис — осознание ограниченности возможностей языка. Стремление дать языку новую
жизнь выражается в новых, ранее не применявшихся формах, рожденных в процессе
эксперимента, а стихотворные произведения, созданные авангардными поэтами,
иногда приобретают черты синтетического произведения искусства.
Похожие процессы происходят и в языке музыкальном. К началу XX в. набирает обороты кризис тональной системы. Меняется представление о традиционном тоновом соотношении, композиторы конструируют новые и модернизируют уже существующие музыкальные инструменты, рождается теория новой музыки. Одновременно с этим совершенствуется и система знаков для записи музыкального произведения. Результатом этого процесса становится появление новых видов нотации.
С целью понять, можно ли стереть грань между поэтическим и музыкальным языками, мы интерпретировали стихотворение «Gesetztes Bildgedicht» (1922) немецкого поэта и художника Курта Швиттерса (1887–1948, Kurt Schwitters), рассмотрев его как графическую партитуру.
Результатом данной интерпретации стало развернутое описание функций, которые выполняют все знаки в «партитуре». Руководствуясь этим описанием, можно исполнить стихотворение как пьесу для шести музыкальных инструментов.
Произведенная нами интерпретация является примером творческого осмысления произведения, предполагающего множественность трактовок, а также подтверждением того, что поэтический язык может быть воспринят как музыкальный при соблюдении ряда условий.
Похожие процессы происходят и в языке музыкальном. К началу XX в. набирает обороты кризис тональной системы. Меняется представление о традиционном тоновом соотношении, композиторы конструируют новые и модернизируют уже существующие музыкальные инструменты, рождается теория новой музыки. Одновременно с этим совершенствуется и система знаков для записи музыкального произведения. Результатом этого процесса становится появление новых видов нотации.
С целью понять, можно ли стереть грань между поэтическим и музыкальным языками, мы интерпретировали стихотворение «Gesetztes Bildgedicht» (1922) немецкого поэта и художника Курта Швиттерса (1887–1948, Kurt Schwitters), рассмотрев его как графическую партитуру.
Результатом данной интерпретации стало развернутое описание функций, которые выполняют все знаки в «партитуре». Руководствуясь этим описанием, можно исполнить стихотворение как пьесу для шести музыкальных инструментов.
Произведенная нами интерпретация является примером творческого осмысления произведения, предполагающего множественность трактовок, а также подтверждением того, что поэтический язык может быть воспринят как музыкальный при соблюдении ряда условий.