Интонационные коннотации эмоции удивление
Ольга Михайловна Горбачёва
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215а
2016-04-20
14:30 -
14:45
Ключевые слова, аннотация
Удивление — самая кратковременная эмоция человека, что обусловливает специфику способов
ее невербального и вербального оформления. Являясь кратковременной реакцией,
вербально удивление может выражаться
только в минимальной коммуникативной единице — высказывании, что обусловливает
специфику способов ее оформления. Экспериментальным путем было установлено, что
кратковременность удивления обусловливает появление различных коннотаций
данной эмоции, которые влияют как на значение, так и на
интонационное оформление.
Тезисы
Удивление,
будучи универсальной эмоцией, в различных языках имеет специфические способы
интонационного оформления, которые могут быть установлены путем фонетического
эксперимента по выявлению вариативности интонационного оформления эмоции удивления носителями языка в
предложениях различной коммуникативной направленности. Также следует отметить,
что кратковременность и неоднородность эмоциональной реакции удивления, лексическое наполнение
высказывания, а также предшествующий опыт говорящего влияют на появление различных
коннотаций эмоции удивления, которые
обладают специфическими способами интонационного оформления в высказываниях
различной коммуникативной направленности.
Слуховой фонетический анализ экспериментатора заключался в выявлении: 1) акцентов, сделанных испытуемыми в нейтральных и эмотивных высказываниях; 2) коннотаций эмоции удивление; 3) различных стадий развития эмоции удивление.
Данные компьютерной обработки позволяют сделать вывод, что все коннотации имеют различные специфические черты интонационного оформления в предложениях различной коммуникативной направленности. Все три параметра: ЧОТ, длительность и интенсивность, — являются значимым для различения эмоциональных реализаций с чистым удивлением и реализаций с различным оттенками удивления. Показатели ЧОТ и длительности являются значимыми при оформлении всех изученных коннотаций — удивления-недовольства, удивления-восхищения, удивления-разочарования, удивления-недоверия. Анализ показателей интенсивности выявил значимые изменения для оформления таких коннотаций эмоции удивление, как удивление-недовольство (высокая степень интенсивности слова-носителя эмоционального значения является маркером недовольства в повествовательных невосклицательных предложениях и специальном вопросе) и удивление-восхищение (изменение показателей интенсивности на ударном гласном слова-носителя эмоционального значения является маркером восхищения в повествовательных восклицательных предложениях).
Текстуальной основной фонетического
эксперимента по выявлению способов интонационного оформления эмоции удивления в русском языке является
картотека цитат из произведений русской художественной литературы, отобранных
методом направленной выборки из Национального корпуса русского языка (http://www.ruscorpora.ru).
Весь материал (40 примеров с авторскими ремарками и 40 идентичных примеров без
авторских ремарок — Мы не один день
знакомы, — удивился я. — Мы не один день знакомы) был предъявлен для
воспроизведения вслух 20 носителям языка, что составило 1600 реализаций в
аудиозаписи.
Полученные 1600
аудиозаписей были подвергнуты двум типам анализа: слуховому фонетическому
анализу экспериментатора и компьютерной обработке данных.Слуховой фонетический анализ экспериментатора заключался в выявлении: 1) акцентов, сделанных испытуемыми в нейтральных и эмотивных высказываниях; 2) коннотаций эмоции удивление; 3) различных стадий развития эмоции удивление.
Данные компьютерной обработки позволяют сделать вывод, что все коннотации имеют различные специфические черты интонационного оформления в предложениях различной коммуникативной направленности. Все три параметра: ЧОТ, длительность и интенсивность, — являются значимым для различения эмоциональных реализаций с чистым удивлением и реализаций с различным оттенками удивления. Показатели ЧОТ и длительности являются значимыми при оформлении всех изученных коннотаций — удивления-недовольства, удивления-восхищения, удивления-разочарования, удивления-недоверия. Анализ показателей интенсивности выявил значимые изменения для оформления таких коннотаций эмоции удивление, как удивление-недовольство (высокая степень интенсивности слова-носителя эмоционального значения является маркером недовольства в повествовательных невосклицательных предложениях и специальном вопросе) и удивление-восхищение (изменение показателей интенсивности на ударном гласном слова-носителя эмоционального значения является маркером восхищения в повествовательных восклицательных предложениях).