XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Пейзаж в романе Э. Бронте «Грозовой перевал» и его передача в кинематографических версиях

Анастасия Дмитриевна Афремова
Докладчик
студент 3 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет

2-у
2016-04-20
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В данном докладе представлен анализ трех экранизаций романа Э. Бронте «Грозовой перевал». Анализу с точки зрения роли пейзажа в романе и его передачи в кинематографических версиях были подвергнуты экранизации 1939 г. (У. Уайлер) и 2009 г. (К. Гейдройц), а также многосерийный фильм 1967 г. (П. Сасди).

Тезисы

Современное искусство стремится к поиску новых форм, в частности в области кинематографа. Хорошо экранизированная классика дает возможность донести до молодого, возможно не читающего поколения проблемы и вопросы, поднимающиеся в произведении. Пейзаж в романе Э. Бронте играет очень важную роль, он помогает показать психологическое и физическое состояние персонажей. Образ природы присутствует даже в описаниях повседневных обыденных вещей.
В фильме 1939 г. (режиссер У. Уайлер) уделяет много внимания среде, окружающей героев, и точно передает их состояние с помощью природы. С первых секунд режиссер погружает нас в атмосферу жуткой снежной бури и держит в ней на протяжении всего фильма. Еще одна важная деталь, которая не получила явного отражения в более поздних экранизациях и отсутствует в самом романе — это горы как романтический символ высоты человеческого духа.
В сериале 1967 г. (режиссер — П. Сасди) также уделяется много внимания соответствию образа природы эмоциональному состоянию персонажей. Данный многосерийный фильм более точно передает события романа, в нем так же присутствует вторая часть произведения, которая была опущена в экранизации 1939 г. В многосерийном фильме отсутствует фоновая музыка, вместо нее мы почти непрерывно слышим дождь и завывание ветра. Образы природы в сериале больше передают романтические черты романа, нежели актеры
В фильме 2009 г. (режиссер — Кокки Гейдройц) на протяжении всей картины мы наблюдаем на экране ясное небо и не очень сильный ветер. Режиссер не уделяет должного внимания взаимодействию природы с сюжетной линией героев. В момент значимых событий погода остается спокойной, а в некоторых ключевых и напряженных сценах звуковое сопровождение не соответствует эмоциональному фону ситуации.
Мы пришли к выводу, что в фильме 1939 г. и в сериале 1967 г. делается акцент на передачу атмосферы и роли природы в данном романе. А в фильме 2009 г. наиболее точно передан замысел Бронте и качественно подобран актерский состав, который полностью соответствует образам героев.