Исследование восприятия экспрессивных прилагательных с использованием метода праймирования: гендерный аспект
Альфия Сабитовна Хабибулина
Докладчик
магистрант 1 курса
Томский государственный университет
Томский государственный университет
184
2016-04-19
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлены результаты экспериментального
исследования того, как проявляется влияние экспрессивности языкового стимула на
решение задачи категоризации. Цель — проверка гипотезы о том, что
экспрессивность как языковая категория противопоставляет мужчин и женщин как
при порождении речи, так и при восприятии языкового стимула. В ходе
эксперимента слова объединялись в пары, противопоставленные по принципу
грамматической сочетаемости праймирующего слова и стимула. Актуальность работы
обусловлена ее включением в проблематику гендерных исследований, а также в
когнитивную проблематику.
Тезисы
В современной науке гендерная специфика
когнитивной сферы человека представляет собой особый интерес для лингвистов.
Исследователи стремятся понять, каким образом репрезентируются представления об
окружающем мире в зависимости от гендерного фактора, как влияют на этот процесс
социальные факторы и коммуникативная среда. Основное гендерное различие
заключается в более высокой, по сравнению с мужской, эмоциональности и
экспрессивности женской речи. Значимость данного параметра противопоставления
мужской и женской речи была проверена нами на материале психолингвистического
эксперимента при помощи программного обеспечения E-Prime 2.0, которое
регистрирует время реакции на стимул.
Первый этап экспериментальной части нашего исследования, который заключался в проверке гипотезы о влиянии экспрессивности языкового стимула на течение и результат выполнения разного рода когнитивных задач, связанных с обработкой экспрессивов, одних из наиболее ярких единиц, противопоставляющих мужчин и женщин, не показал статистически значимых различий в скорости реакции у мужчин и женщин на нейтральные и экспрессивные слова. Поэтому мы решили провести вторую серию эксперимента также на основе использования программного обеспечения E-Prime 2.0.
Задачей испытуемого во втором эксперименте было определить, называет данное личное имя мужчину или женщину. В качестве прайма при этом использовались экспрессивные и неэкспрессивные прилагательные, типа языкастый vs опрятный; голосистый vs испуганный, сбалансированные по длине. Мы предположили, что, даже не находясь в фокусе сознания, экспрессивность/неэкспрессивность прайма может повлиять на выполнение задания, так как эффект прайминга подразумевает непроизвольное и неосознаваемое влияние на решение задач вне зависимости от намерений испытуемого. В ходе эксперимента слова объединялись в пары, противопоставленные по принципу грамматической сочетаемости (конгруэнтности) праймирующего слова и стимула. В качестве стимулов использовались имена мужчин и женщин (Антон, Марина и т. п.). Двуфакторный анализ ANOVA показал наличие различий, которые оказались статически значимыми (F(1, 765)=16,709, p=0,00005): скорость реакции женщин как на конгруэнтные, так и на неконгруэнтные экспрессивные прилагательные значимо отличается от скорости реакции мужчин, что подтверждает тенденцию женщин к более быстрой реакции на экспрессивные прилагательные слова, чем на нейтральные (голосистая Марина vs внимательный Иван). Таким образом, мы частично подтвердили гипотезу и в дальнейшем планируем проверить ее с использованием окулографии.
Первый этап экспериментальной части нашего исследования, который заключался в проверке гипотезы о влиянии экспрессивности языкового стимула на течение и результат выполнения разного рода когнитивных задач, связанных с обработкой экспрессивов, одних из наиболее ярких единиц, противопоставляющих мужчин и женщин, не показал статистически значимых различий в скорости реакции у мужчин и женщин на нейтральные и экспрессивные слова. Поэтому мы решили провести вторую серию эксперимента также на основе использования программного обеспечения E-Prime 2.0.
Задачей испытуемого во втором эксперименте было определить, называет данное личное имя мужчину или женщину. В качестве прайма при этом использовались экспрессивные и неэкспрессивные прилагательные, типа языкастый vs опрятный; голосистый vs испуганный, сбалансированные по длине. Мы предположили, что, даже не находясь в фокусе сознания, экспрессивность/неэкспрессивность прайма может повлиять на выполнение задания, так как эффект прайминга подразумевает непроизвольное и неосознаваемое влияние на решение задач вне зависимости от намерений испытуемого. В ходе эксперимента слова объединялись в пары, противопоставленные по принципу грамматической сочетаемости (конгруэнтности) праймирующего слова и стимула. В качестве стимулов использовались имена мужчин и женщин (Антон, Марина и т. п.). Двуфакторный анализ ANOVA показал наличие различий, которые оказались статически значимыми (F(1, 765)=16,709, p=0,00005): скорость реакции женщин как на конгруэнтные, так и на неконгруэнтные экспрессивные прилагательные значимо отличается от скорости реакции мужчин, что подтверждает тенденцию женщин к более быстрой реакции на экспрессивные прилагательные слова, чем на нейтральные (голосистая Марина vs внимательный Иван). Таким образом, мы частично подтвердили гипотезу и в дальнейшем планируем проверить ее с использованием окулографии.