Художественное своеобразие «регентских романов» Дж. Хейер
Александра Юрьевна Рудская
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2016-04-22
14:50 -
15:10
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается
группа произведений английской писательницы Дж. Хейер,
написанных в жанре «регентского романа» (regency romance), поэтика которого
носит выраженные черты формульности. Анализируются особенности построения
сюжета, образы главных героев, способы воссоздания исторического колорита в произведениях
писательницы.
Тезисы
В докладе
рассматриваются произведения Джорджетт Хейер (Heyer, 1902–1974) — английской
писательницы XX
в.,
автора многочисленных детективных и любовно-исторических романов, наиболее
известной как создательницы так называемого «регентского романа» (regency
romance) — поджанра любовно-исторического романа, в котором действие происходит
в Англии в эпоху Регентства (1811–1820). Ее творчество отличается
исключительным вниманием к историческим деталям, быту, классовым
взаимоотношениям между героями, что, несмотря на явную принадлежность романов
Хейер к массовой литературе, позволяет некоторым исследователям (Robinson,
Bywaters) сопоставлять ее сочинения с произведениями Джейн Остин (Austen, 1775–1817). Регентскому
роману, как и другим жанрам массовой литературы, свойственна формульность в системах персонажей и сюжетов. С античных
времен повествовательная формула любовного романа такова: встреча героев — преодоление
препятствий — счастливый финал. У Хейер происходит модификация простой формулы
повествования, и новая выглядит так: встреча — словесная дуэль/противостояние — первое признание героя/отказ героини —
психологические/метафизические препятствия — благородные поступки
героя/внутренние терзания героини — истинный облик героя/уступка героини —
счастливый конец. Сюжетные схемы, используемые Хейер, восходят к сюжетам об
«укрощении строптивой» или о «перевоспитании повесы». Соответственно, «формульными»
являются и персонажи регентских романов. В работе проводится анализ устойчивых
черт героев и героинь Хейер, позволяющий предложить их типологию. Например,
героиня не обладает красивой внешностью, но практична и не романтизирует
действительность. Она проходит некий «тест», чтобы доказать, что она достойна
внимания героя. Главные герои романов Хейер, которые всегда благородны и
честны, хотя и не без недостатков сначала либо пленяются, либо
разочаровываются во внешности главных героинь, затем они приходят к пониманию и
оцениванию ее не по красоте, а по тому, что за ней скрывается. Такие схемы
встречаются в большинстве романов Хейер, где необычно независимые для своего времени
молодые леди не следуют правилам женского поведения, принятым в обществе. Героини
Хейер нетипичны по своим личным качествам, положению, внутреннему миру, но они
обречены на капитуляцию перед героем и на счастливый финал. Практически у каждой такой героини Хейер есть
героиня-антипод — юная, пассивная, слабая характером, которая нуждается в
опеке. Хейер пытается передать дух эпохи, стилизуя язык и используя образы
широко известных в то время личностей: принца-регента Георга и денди Джорджа
Браммелла, пытаясь усилить колорит (романы «The Infamous Army», «Regency Buck», «A Civil Contract»). Исторический
колорит романов формирует у читателя художественный образ эпохи Регенства.