Экспрессивные имена существительные ЛСГ 'характеристика человека по особенностям характера или каким-либо проявлениям, склонностям в поведении': функционально-семантический аспект
Марина Петровна Теущакова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215а
2016-04-20
14:45 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен изучению коннотативного компонента значения экспрессивных имен
существительных с общим значением ‘характеристика человека по особенностям характера или каким-либо
проявлениям, склонностям в поведении'.
Данная лексико-семантическая группа представлена лексемами, имеющими
в своем прямом значении указание на сему, которая относится к проявлению того
или иного признака характера человека. Для данной ЛСГ развитие метафорических значениях
является достаточно частотным, при этом основные коннотативные компоненты — оценочность
и стилистическая маркированность.
Тезисы
Доклад посвящен изучению коннотативного
компонента значения экспрессивных имен существительных с общим значением
‘характеристика человека’. Цель заключается
в описании особенностей семантики и
функционирования данных существительных.
На основе общей выборки материала были выявлены следующие модели образования экспрессивных имен существительных с общим значением ‘характеристика человека’:
1) экспрессивы, обусловленные метафоризацией, когда новое, переносное, лексическое значение появляется на основании сходных признаков (образа действия, внешнего облика, поведения): швабра, трещотка, слониха;
2) экспрессивы — словообразовательные метафоры, образовавшиеся в ходе свертывания словосочетания (свободного или ФЕ), а также словообразовательные идиомы: дуболом, дармоед. Здесь производная основа-метафора вбирает в себя метафорический образ производящей основы, то есть происходит транспозиция образа при словообразовании;
3) экспрессивы со звукоподражательными и звукосимволическими основами: балабол, тарахтелка, топотун;
4) экспрессивы с формальными показателями — суффиксами со значением преувеличения или преуменьшения: лапочка, бабище, лохудра. Формальными показателями могут служить суффиксы со значением лица: -ач, -ель, -ень, -их, -ох, -уй, -ул(а),- ун: летун, летуха, говоруха;
5) контекстуально обусловленные экспрессивы: паразит, оратор.
В докладе рассматривается только часть выбранных слов — слова со значением ‘характеристика человека по особенностям характера или каким-либо проявлениям в поведении’. Большая часть представленных слов — это существительные, образованных от глаголов, с общим толкованием ‘человек, который часто выполняет определенное действие', например: обманщик, болтун, хохотун, оратор, отличник, паразит, пискля, соня, сплетник, акула, торопыга, трещотка, балаболка.
В докладе выявляются способы образования экспрессивности у слова, прослеживается развитие вторичного лексического значения. Например: лексема трещотка имеет прямое значение ‘прибор или игрушка, издающие треск’, ср.: «Гул становился все тише, вертолет исчез в низком сером небе, и стало казаться, что просто трещит вдалеке детская велосипедная трещотка» (А. Берсенева. Возраст третьей любви). В данном примере метафоризация осуществляется на основе сходства проявления признака: ‘издавать звук’ → много говорить, при этом добавляется сема ‘быстро’.
Суммируя все примеры, мы пришли к выводу, что для данной ЛСГ развитие метафорических значений является достаточно частотным, при этом основные коннотативные компоненты — оценочность и стилистическая маркированность. Подобные речевые факты становятся в практике РКИ чрезвычайно ценным источником не только лингвистической, но и лингвокультурологической информации.
На основе общей выборки материала были выявлены следующие модели образования экспрессивных имен существительных с общим значением ‘характеристика человека’:
1) экспрессивы, обусловленные метафоризацией, когда новое, переносное, лексическое значение появляется на основании сходных признаков (образа действия, внешнего облика, поведения): швабра, трещотка, слониха;
2) экспрессивы — словообразовательные метафоры, образовавшиеся в ходе свертывания словосочетания (свободного или ФЕ), а также словообразовательные идиомы: дуболом, дармоед. Здесь производная основа-метафора вбирает в себя метафорический образ производящей основы, то есть происходит транспозиция образа при словообразовании;
3) экспрессивы со звукоподражательными и звукосимволическими основами: балабол, тарахтелка, топотун;
4) экспрессивы с формальными показателями — суффиксами со значением преувеличения или преуменьшения: лапочка, бабище, лохудра. Формальными показателями могут служить суффиксы со значением лица: -ач, -ель, -ень, -их, -ох, -уй, -ул(а),- ун: летун, летуха, говоруха;
5) контекстуально обусловленные экспрессивы: паразит, оратор.
В докладе рассматривается только часть выбранных слов — слова со значением ‘характеристика человека по особенностям характера или каким-либо проявлениям в поведении’. Большая часть представленных слов — это существительные, образованных от глаголов, с общим толкованием ‘человек, который часто выполняет определенное действие', например: обманщик, болтун, хохотун, оратор, отличник, паразит, пискля, соня, сплетник, акула, торопыга, трещотка, балаболка.
В докладе выявляются способы образования экспрессивности у слова, прослеживается развитие вторичного лексического значения. Например: лексема трещотка имеет прямое значение ‘прибор или игрушка, издающие треск’, ср.: «Гул становился все тише, вертолет исчез в низком сером небе, и стало казаться, что просто трещит вдалеке детская велосипедная трещотка» (А. Берсенева. Возраст третьей любви). В данном примере метафоризация осуществляется на основе сходства проявления признака: ‘издавать звук’ → много говорить, при этом добавляется сема ‘быстро’.
Суммируя все примеры, мы пришли к выводу, что для данной ЛСГ развитие метафорических значений является достаточно частотным, при этом основные коннотативные компоненты — оценочность и стилистическая маркированность. Подобные речевые факты становятся в практике РКИ чрезвычайно ценным источником не только лингвистической, но и лингвокультурологической информации.