Особенности функционирования аудиальной лексики в пейзажных зарисовках А. И. Куприна
Василиса Николаевна Волкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
171
2016-04-20
15:55 -
16:15
Ключевые слова, аннотация
Существует
множество работ по творчеству А. И. Куприна, но все они подходят к рассмотрению
его произведений с чисто литературоведческой точки зрения, исследователей
занимающихся анализом языковой стороны идиостиля А. И. Куприна немного. В докладе рассматриваются лексические средства создания пейзажных зарисовок
в прозе писателя, в первую очередь лексика чувственного восприятия мира,
играющая важную роль в обрисовке не только фона произведения, но и характера
персонажа.
Тезисы
Жизнь
и творческий путь писателя изучались многими исследователями, нас больше
интересовали работы, направленные на анализ особенностей художественного слова
А. И. Куприна. Таких работ крайне мало, это обусловливает актуальность исследования.
Для рассмотрения мы выбрали рассказы «Фиалки», «Болото» и «Одиночество», в этих
произведениях образы природы занимают особое место: помогают создать фон
описываемых событий и охарактеризовать героев. Это особенно заметно при анализе
лексики, передающей ощущения, в том числе слухового модуса, анализу которой мы
уделяем особое внимание.
В рассказе «Фиалки» все звуки сконцентрированы в описании вечера перед встречей с незнакомкой, это связано с особым мироощущением героя, он ожидает чего-то необычного. «Гудят невидимые майские жуки. Стройная песня вдали. Смягченный смех и разговор. Самый обыденный звук доносится точно из другого мира». Прилагательные, характеризующие здесь ощущения акустического модуса имеют положительную коннотацию. Во всех предложениях кроме первого нет указаний на источник звука, но и там источник скрыт от глаз: невидимые. Последнее предложение как бы характеризует все вышеперечисленные звуки, это связано с восприятием героем природы как чего-то неспособного быть до конца понятым человеком.
В рассказе «Одиночество» все звуки делятся на звуки живой и неживой природы. Звук живой природы только один: «пронзительный крик чаек». Обилие звуков неживой природы мотивировано описываемой ситуацией: действие происходит на корабле. Героиня слышит, как «под колесами парохода клокотала вода», как волны «разбиваются с шумным плеском и пеною об откос». Под размеренные вздохи машины в голове героини «звучал мотив какой-то самодельной польки, и с этим мотивом в странную гармонию сливались и шум воды под колесами и дребезжание чашек в буфете». При этом все звуки оказываются для нее одинаково гармоничными и приятными, какими бы интенсивными или громкими они при этом ни были.
Рассказ «Болото» имеет двухчастную композицию: описание леса и описание болота. В изображении леса много слов со значением отсутствия звука: замолчать; ни звука, ни шороха, тишина. Это связано со временем, описываемым в рассказе: вечер, наступление ночи. В описании болота выделяются 2 звука: хлюпанье тины и крик выпи. Второй получает исчерпывающую характеристику: «Странный звук неожиданно пронесся по лесу. Он был протяжен, низок и гармонично-печален и, казалось, выходил из-под земли». Звук оказывается незнакомым герою, кажется ему странным, он пугает. Лексика акустического модуса необходима не только для того, чтобы создать фон описываемых событий, но и чтобы лучше понять характер героев, что актуализирует основную идею произведения.
В наших планах рассмотрение пейзажа и в других текстах автора, написанных им в разные периоды творчества.
В рассказе «Фиалки» все звуки сконцентрированы в описании вечера перед встречей с незнакомкой, это связано с особым мироощущением героя, он ожидает чего-то необычного. «Гудят невидимые майские жуки. Стройная песня вдали. Смягченный смех и разговор. Самый обыденный звук доносится точно из другого мира». Прилагательные, характеризующие здесь ощущения акустического модуса имеют положительную коннотацию. Во всех предложениях кроме первого нет указаний на источник звука, но и там источник скрыт от глаз: невидимые. Последнее предложение как бы характеризует все вышеперечисленные звуки, это связано с восприятием героем природы как чего-то неспособного быть до конца понятым человеком.
В рассказе «Одиночество» все звуки делятся на звуки живой и неживой природы. Звук живой природы только один: «пронзительный крик чаек». Обилие звуков неживой природы мотивировано описываемой ситуацией: действие происходит на корабле. Героиня слышит, как «под колесами парохода клокотала вода», как волны «разбиваются с шумным плеском и пеною об откос». Под размеренные вздохи машины в голове героини «звучал мотив какой-то самодельной польки, и с этим мотивом в странную гармонию сливались и шум воды под колесами и дребезжание чашек в буфете». При этом все звуки оказываются для нее одинаково гармоничными и приятными, какими бы интенсивными или громкими они при этом ни были.
Рассказ «Болото» имеет двухчастную композицию: описание леса и описание болота. В изображении леса много слов со значением отсутствия звука: замолчать; ни звука, ни шороха, тишина. Это связано со временем, описываемым в рассказе: вечер, наступление ночи. В описании болота выделяются 2 звука: хлюпанье тины и крик выпи. Второй получает исчерпывающую характеристику: «Странный звук неожиданно пронесся по лесу. Он был протяжен, низок и гармонично-печален и, казалось, выходил из-под земли». Звук оказывается незнакомым герою, кажется ему странным, он пугает. Лексика акустического модуса необходима не только для того, чтобы создать фон описываемых событий, но и чтобы лучше понять характер героев, что актуализирует основную идею произведения.
В наших планах рассмотрение пейзажа и в других текстах автора, написанных им в разные периоды творчества.