XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Роман К. Маккарти «Дорога» как переосмысление постапокалиптического сюжета: историко-культурный контекст

Любовь Валерьевна Фельзингер
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2016-04-21
14:30 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён проблеме постапокалиптического сюжета в американской культуре на примере романа К. Маккарти «Дорога». На наш взгляд, писатель переосмысливает ставшую формульной схему сюжета о постапокалипсисе, обогащая ее литературными и библейскими аллюзиями, пересматривает ключевые моменты сюжета (борьба за жизнь и поиск Священного Грааля). Маккарти не прибегает к привычным экшену и динамике, а, наоборот, «опустошает» элементы сюжета, стремясь в форме также выразить суть постапокалиптического состояния.

Тезисы

Переосмыслением схемы постапокалиптического сюжета является роман американского писателя К. Маккарти (McCarthy, род. 1933) «Дорога» («The Road», 2006), за который в 2007 г. писатель был награжден почетной Пулитцеровской премией. Проблематика доклада: историко-культурный контекст романа. Целью при данном исследовании был анализ основных мотивов и образов, c помощью которых Маккарти переосмысливает постапокалиптический сюжет.
  1. Писатель переосмысливает жанровую модель «романа большой дороги», используя постапокалиптический ландшафт для изображения мира, утратившего многообразие. Привычный мотив постапокалиптического сюжета о поиске Священного Грааля (спасения, воцарения Истины) здесь достаточно иллюзорен, целью главных героев (отца с сыном) оказывается не столько движение на Юг, сколько сохранение человечности.
  2. Road-narrative в целом свойственно постапокалиптическим произведениям. Здесь прослеживается концепция французского постмодерниста Ж. Бодрийяра об Америке как о пространстве, полном пустот, в котором движение необходимо для преодоления бессмысленности (Baudrillard, «Amerique», 1986).
  3. Т.о., ключевым мотивом в романе является мотив дороги. Бредущие по дороге герои оказываются изгнанными из рая в оставленном протестантским Богом мире, но продолжают, словно современные Прометеи, «нести огонь» и «делать свою работу». Их цели лишены пафоса и духа «миссионерства», хоть и оказываются выражены в столь ярких формулах.
  4. Важным моментом переосмысления постапокалиптической схемы является работа Маккарти на уровне языка. Слово после случившегося Апокалипсиса дискредитировало себя, подчас оно уже оказывается оторвано от референта, герои забывают слова, обозначающие уже не существующие предметы. Происходит осуществление «нового» языка для нового, очищенного и опустошённого катастрофой мира.
  5. Религиозные мотивы, историософское понимание проблемы крайне важны для романа К. Маккарти. Писатель обращается к идеям Экклезиаста, вводит в персонажную систему образ пророка Илии как предвестника Мессии (старик Ely). Важной составляющей идейного содержания романа являются аллюзии к двум поэмам американского модерниста Т. С. Элиота «Бесплодная земля» и «Пепельная среда» (Eliot, «The Wasteland», 1922, «Ash Wednesday», 1930): к идеям очищения и аскезы, мотиву пепла, изображению замкнувшегося круга развития цивилизации. В финале романа идея аскезы дополняется женским образом, образом девы Марии, которая принимает осиротевшего ребенка.  
Таким образом, постапокалиптический сюжет становится для Кормака Маккарти иллюстрацией, метафорой современной ситуации утраты смыслов. Писатель говорит о необходимости поиска нового пути, обретения новой религиозности. Апокалипсис, по Маккарти, уже произошел, и дело каждого — его преодоление и обретение надежды и истины.