Византийская и ранненовогреческая литературная традиция в поэме К. Паламаса «Царская флейта»
Екатерина Сергеевна Басова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Греческий институт
2016-04-22
12:30 -
12:50
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен рассмотрению византийских и ранненовогреческих мотивов в поэме
основателя Новой Афинской школы К. Паламаса «Царская флейта». Актуальность
работы заключается в том, что в русскоязычной научной литературе данная тематика
абсолютно не представлена в современных исследованиях новогреческой литературы.
Основные цели работы: поиск первоисточников и последующий историко-литературный
анализ текста поэмы. Автор стремится проследить, как и в какой степени византийская
и ранненовогреческая литературная традиция отражается в произведении.
Тезисы
«Царскую флейту» («Η Φλογέρα του Βασιλία») — поэму с элементами
героического эпоса, посвященную византийскому императору Македонской династии Василию
Болгаробойце, К. Паламас (Παλαμάς) создает в 1931 г. Это произведение вобрало
в себя всю многогранность и многоплановость греческой литературной традиции от произведений
античных до поздневизантийских/ранненовогреческих.
Интерес Паламаса к византийской истории обусловлен влиянием на поэта отца греческой истории К. Папарригопулоса (Κ. Παπαρρηγόπουλος). Знакомство поэта с византийскими текстами прослеживается уже в сборнике 1885 г. «Песни моей родины» («Τραγούδια της πατρίδος μου»). Интерес поэта к истории Византии не гаснет и в последующие годы, так как историю новогреческую он воспринимает как ее непосредственное продолжение.
В «Царской флейте» Паламас поистине при помощи поэтической лиры (флейты, найденной в могиле Василия II, которая вдруг начинает играть, когда ее извлекают из уст правителя) воссоздает картину подвигов и жизни византийского императора, а вместе с ним оживает и вся история Византии. Помимо основателя Македонской династии, поэма изобилует византийскими образами: призраками матери Василия, императрицы Феофано и трех императоров, любивших ее: Романа II, Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия.
Поэма «Царская флейта» исполнена лиричности, это произведение глубоко романтичное, оно воплощает в себе главнейшую идею романтического историзма о непрерывности эллинистической традиции.
Цели доклада: поиск византийских источников, на которые опирался Паламас при создании произведения, и, сопоставив с ними текст поэмы, охарактеризовать методы работы поэта с историческим материалом.
Интерес Паламаса к византийской истории обусловлен влиянием на поэта отца греческой истории К. Папарригопулоса (Κ. Παπαρρηγόπουλος). Знакомство поэта с византийскими текстами прослеживается уже в сборнике 1885 г. «Песни моей родины» («Τραγούδια της πατρίδος μου»). Интерес поэта к истории Византии не гаснет и в последующие годы, так как историю новогреческую он воспринимает как ее непосредственное продолжение.
В «Царской флейте» Паламас поистине при помощи поэтической лиры (флейты, найденной в могиле Василия II, которая вдруг начинает играть, когда ее извлекают из уст правителя) воссоздает картину подвигов и жизни византийского императора, а вместе с ним оживает и вся история Византии. Помимо основателя Македонской династии, поэма изобилует византийскими образами: призраками матери Василия, императрицы Феофано и трех императоров, любивших ее: Романа II, Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия.
Поэма «Царская флейта» исполнена лиричности, это произведение глубоко романтичное, оно воплощает в себе главнейшую идею романтического историзма о непрерывности эллинистической традиции.
Цели доклада: поиск византийских источников, на которые опирался Паламас при создании произведения, и, сопоставив с ними текст поэмы, охарактеризовать методы работы поэта с историческим материалом.