XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Работает как часы: база данных на материале сравнительных конструкций вида V как N

Мария Александровна Объедкова
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Татьяна Больгина
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ольга Андреевна Брускова
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Елена Емельянова
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

193
2016-04-20
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен созданию базы данных конструкций «V как N». В теоретической части работы анализируются наиболее частотные русские конструкции «V как N» (например, блестеть как алмаз, лететь как стрела) с точки зрения классов глаголов и существительных. В технической части работы была создана база данных с возможностью поиска и просмотра закономерностей классов. Благодаря анализу конструкций и возможностям базы данных получилось выявить определенные закономерности между классами глаголов и существительных в конструкциях, а также некоторые интересные классы конструкций в русском языке.

Тезисы

В последние годы на фоне развития корпусных ресурсов появились принципиально новые возможности для анализа данных о сочетаемости и частотности языковых единиц. Подобные коллекции хранятся в виде словарей и баз данных, позволяющих пользователю строить различные поисковые запросы. Настоящая работа посвящена базе данных, содержащей конструкции вида «V как N» (краснеть как рак, устать как собака и т. д.). Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть работы заключалась в анализе 245 наиболее частотных конструкций «V как N», взятых из Национального Корпуса Русского Языка. Конструкции отбирались с точки зрения их частотности и релевантности для исследования (нас интересовали только конструкции, где сравнение происходит с объектом). Для каждой конструкции были выделены возможные виды глагольного субъекта (субъектом не всегда является человек, ср. глаза блестели как алмазы), а для эталонов сравнения отмечалось, является ли он расширенной именной группой или именем, стоящим в косвенном падеже. Все глаголы, встречающиеся в конструкциях, были расклассифицированы по таксономическим и акциональным классам, а эталоны сравнения — по семантическим классам. В итоге мы получили упорядоченные данные, необходимые для создания базы данных. В практической части была реализована база данных, которая позволяет осуществлять поиск по самим конструкциям, а также по глаголам и существительным, входящим в их состав. Кроме того, в базе данных можно посмотреть автоматически выявляемые закономерности (например, какие классы глаголов тяготеют к каким классам эталонов сравнения). В ходе анализа собранного материала и благодаря возможностям базы данных были выявлены определенные закономерности, касающиеся сочетаемости тех или иных классов глаголов с классами эталонов сравнения, а также целый ряд своеобразных конструкций русского языка. Ниже приведены некоторые из полученных сочетаемостных закономерностей:
  • глаголы зрительного восприятия присоединяют к себе «физические свойства или состояния» (смотреть как завороженный);
  • глаголы ненаправленного движения тоже присоединяют к себе «физические свойства или состояния» (бежать как угорелый) и различных животных (вертеться как белка в колесе, летать как птица);
  • глаголы постепенного изменения состояния или признака присоединяют к себе природные объекты (расти как сорняки, таять как снег);
  • глаголы света присоединяют к себе драгоценные материалы (блестеть как бриллиант) или природные объекты (светиться как звезда);
  • глаголы звука присоединяют к себе «ментальные свойства человека» (орать как умалишенный), животных (петь как соловей) и детей (визжать как ребенок);
  • глаголы эмоции присоединяют к себе «ментальные свойства человека» (орать как умалишенный) и детей (радоваться как дитя).