Улыбка как элемент коммуникации в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина»
Кристина Сергеевна Максюта
Докладчик
студент 3 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
213
2016-04-21
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
В работе рассматривается изображение М. А. Шолоховым в романе «Поднятая целина» улыбки как элемента коммуникации, демонстрирующего специфику характеров и ситуативного поведения персонажей. Утверждается, что эмоциональная улыбка может быть как неосознанной, так и осознанной, а рационально-волевая улыбка только осознанной. Эта вторая улыбка изображается как средство воздействия говорящего на адресата или наблюдателя в соответствии с его целью. Определить роль, которую закрепляет за улыбкой персонажа автор, позволяет синтагматический и лингвостилистический анализ материала.
Тезисы
М. А. Шолохов считается мастером художественной детали. Современные исследователи уже обращали внимание на звуковые, обонятельные детали, на детали, по которым обнаруживается страх. Работ, целенаправленно посвященных улыбке в изображении М. А. Шолохова, не предпринималось. Между тем изучение приемов изображения улыбки необходимо в силу ситуативной информативности паравербалики.
Материал исследования составляет 353 фрагмента текста романа «Поднятая целина», в которые входят лексемы с корнями улыб- (307), ухмыл- (8), (у)смеш-/(у)смех-(38).
В работе используются методы лексико-тематического поля, синтагматического анализа, лингвостилистического анализа художественного текста, а также приемы количественного анализа материала.Включенная в процесс коммуникации, улыбка может сигнализировать как о рационально-волевой реакции персонажа на ситуацию, так и о его психоэмоциональном состоянии. На это указывает синтагматическое окружение слова, маркирующего улыбку, ср.: «Яков Лукич, будучи не в силах скрыть хмурую и презрительную улыбку, отвернулся, а Давыдов, просияв радостной улыбкой, откинулся на спинку стула…» (6, 173). В ряде эпизодов улыбка изображается как инструмент воздействия персонажа на собеседника, ср.: «Банник, словно не замечая, все так же тихо улыбался, показывая ядреные редкие зубы, только голос его задрожал обидой и жгучей злобой…» (5, 163).Эмоциональная улыбка может быть неосознанной или осознаваемой. Улыбка, отражающая рациональную оценку или волевую реакцию, всегда осознаваема. В тексте можно обнаружить изображение связи осознаваемой улыбки и цели её использования персонажем: показать уверенность в своих словах, выразить дружелюбное отношение, продемонстрировать интеллектуальное превосходство над собеседником и т. д. Изображение успешности / неуспешности использования улыбки в качестве средства воздействия на собеседника или наблюдателя позволяет автору вырисовывать своеобразие характеров действующих лиц.
Перспективы исследования: с одной стороны — исследование улыбки как художественной детали в пространстве всего художественного творчества М. А. Шолохова, с другой — анализ соотнесенности улыбки с иными паралингвистическими средствами коммуникации для выяснения роли невербальной составляющей коммуникативного поведения в создании психологического портрета персонажей романа «Поднятая целина».
Материал исследования составляет 353 фрагмента текста романа «Поднятая целина», в которые входят лексемы с корнями улыб- (307), ухмыл- (8), (у)смеш-/(у)смех-(38).
В работе используются методы лексико-тематического поля, синтагматического анализа, лингвостилистического анализа художественного текста, а также приемы количественного анализа материала.Включенная в процесс коммуникации, улыбка может сигнализировать как о рационально-волевой реакции персонажа на ситуацию, так и о его психоэмоциональном состоянии. На это указывает синтагматическое окружение слова, маркирующего улыбку, ср.: «Яков Лукич, будучи не в силах скрыть хмурую и презрительную улыбку, отвернулся, а Давыдов, просияв радостной улыбкой, откинулся на спинку стула…» (6, 173). В ряде эпизодов улыбка изображается как инструмент воздействия персонажа на собеседника, ср.: «Банник, словно не замечая, все так же тихо улыбался, показывая ядреные редкие зубы, только голос его задрожал обидой и жгучей злобой…» (5, 163).Эмоциональная улыбка может быть неосознанной или осознаваемой. Улыбка, отражающая рациональную оценку или волевую реакцию, всегда осознаваема. В тексте можно обнаружить изображение связи осознаваемой улыбки и цели её использования персонажем: показать уверенность в своих словах, выразить дружелюбное отношение, продемонстрировать интеллектуальное превосходство над собеседником и т. д. Изображение успешности / неуспешности использования улыбки в качестве средства воздействия на собеседника или наблюдателя позволяет автору вырисовывать своеобразие характеров действующих лиц.
Перспективы исследования: с одной стороны — исследование улыбки как художественной детали в пространстве всего художественного творчества М. А. Шолохова, с другой — анализ соотнесенности улыбки с иными паралингвистическими средствами коммуникации для выяснения роли невербальной составляющей коммуникативного поведения в создании психологического портрета персонажей романа «Поднятая целина».