Лексические средства вербализации концепта «Sieg» в немецком медийном дискурсе
Екатерина Вадимовна Антонова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
182
2016-04-22
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе речь пойдет о языковых средствах, репрезентирующих концепт «Sieg» в немецком медийном
пространстве. Рассматривается структура концепта — ядро, составляющее его основу, и периферия. Материал исследования представлен немецкими изданиями «Spiegel» и «Bild». Особое внимание уделяется анализу
медиадискурса в когнитивном русле как коммуникативно-когнитивного явления,
участвующего в формировании концептуальных структур. Именно медиатексты как
результат дискурсивной деятельности позволяют выделить огромный пласт лексических средств, составляющих периферию концепта.
Тезисы
- Языковая репрезентация концептов как единиц нашего сознания, организующих и систематизирующих наши знания о мире и полученный опыт, является центральным объектом исследования. Проблемой лингвистического изучения концептов и описания объема их понятия в России занимались В. И. Карасик, В. А. Маслова, М. В. Пименова, О. Г. Кондратьева, З. Д. Попова, И. А. Стернин. Среди немецких исследователей следует отметить М. Шварц-Фризель, М. Бирвиша, Э. Ланга, С. Лебнера, В. Тойберта. Несмотря на разные подходы к изучению понятия концепта, исследователи сходятся во мнении, что однозначного определения концепта нет.
- Материалом исследования послужили тексты изданий «Spiegel» и «Bild». Выбор медийного дискурса в качестве материла исследования неслучаен. Когнитивный характер дискурса позволяет увидеть за ним ментальную картину мира, выраженную концептами. Таким образом, медиа-текст как результат дискурсивной деятельности можно трактовать как источник, в котором посредством языка объективированы когнитивные структуры.
- Концепт «Sieg» можно отнести, согласно предложенной В. И. Карасиком классификации, к регулятивным концептам, т. е. определяющим установки людей и оказывающим огромное влияние на их поведение, независимо от того, к представителям какой культуры они относятся. Стремление к победе характерно для разных народов и, соответственно, концепт «победа» находит языковое выражение в разных лингвокультурах (в нашем случае — в немецкой).
- В ходе исследования были выявлены различные языковые средства, вербализующие концепт «Sieg». Ядро концепта составляют глаголы: siegen, gewinnen, triumphieren. К периферии можно отнести метафорические переосмысления компонента «победа»: auf den ersten Platz springen, auf dem Podium stehen, ins Pantheon steigen. Наряду с этим, можно отметить метафорические обозначения победителя — Gold-Maria, Gold-Carina, отсылающие к немецким сказкам и образованные по моделям имен их героев: прилежной и, следовательно, успешной Марии — Goldmarie в сказке «Госпожа Метелица».
- Разнообразие лексических средств вербализации
концепта «Sieg» в
медийных текстах различной тематики (от политической до спортивной)
позволяют сделать вывод о важной роли победы в сознании немцев.