XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

В. Я. Пропп как персонаж поэзии Л. В. Лосева

Серафима Андреевна Генерозова
Докладчик
студент 3 курса
Тюменский государственный университет

188
2016-04-19
16:10 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается проблема мифологизации личности В. Я. Проппа в поэзии Л. В. Лосева. Анализируются произведения поэта, где Пропп выступает в качестве лирического персонажа, показана взаимосвязь между авторским мироощущением и теорией Проппа. Несмотря на выявленную полемичность позиций, Лосева и Проппа объединяет способность воспринимать действительность как определенную форму, тенденция к структурированию реальности в логике сказочного нарратива.

Тезисы

В работе рассматриваются формы мифологизации личности В. Я. Проппа в поэзии Л. В. Лосева. Объектом исследования служат лирические произведения, где Пропп выступает в качестве персонажа. Цель работы — установить, какое место занимают пропповские мотивы в индивидуально-авторской мифологии Лосева, в фантасмагорической картине советского пространства, которую постоянно рисовал поэт.
Представление о Проппе в лирике Лосева складывается из студенческих воспоминаний о профессоре ЛГУ, и реминисценций, отсылающих к «Морфологии сказки» и «Историческим корням волшебной сказки».
Для лирического героя стихотворений Лосева характерно восприятие действительности через образы сказочного пространства и структуру сказочного сюжета. Так, в стихотворении «Под утро удалось заснуть…» (Лосев Л. Стихи. СПб, 2013. С. 42) мы находим персонажей, типичных для пограничной зоны в сказочном мире: зооморфная избушка, лес («отличник пограничной службы»). Базовый элемент сказочного сюжета — инициация героя-медиатора — у Лосева проецируется на современную ему действительность. И если, по Проппу, преодоление границы, успешная инициация, способствует воцарению героя, то вопрос о дееспособности нового поколения («ремесленников») в стихотворении Лосева оказывается нерешенным.
Нарушение закономерностей сказки ведет к неопределенному финалу: место сказочной упорядоченности занимает мифологический хаос. Отсюда — мрачное предчувствие неизвестного будущего, характерное для переходных эпох (стихотворение написано в последние десятилетия XX в.). Таким образом, Лосев, отчасти действуя, «как учил профессор Пропп» (см. эпиграф к «Под утро…» ), отчасти обыгрывая метод ученого, оформляет свое восприятие «механизма» (грамматики) жизни.
Поэзии Лосева свойственна именно полемика с Проппом, любое обращение к его образу предполагает диалог (а чаще — спор) с лирическим субъектом стихотворения. Нарушая законы сказки, действует персонаж цикла «Крещеный еврей» в произведении «Камень» (Лосев Л. Стихи. С. 208). Оказавшись в типичной для сказочного героя ситуации выбора (камень на распутье), лирический герой «сказки» Лосева не выбирает из данного, а устраняет выбор — «сковырнул» камень с дороги и спокойно продолжил путь. «По-нашему, тот, кто разрушил знак, / разрушил обозначенное знаком» (там же) — такова позиция «нового» сказочного героя - полемичная по отношению к концепции финализма сказочного повествования, где выбор героя предзадан логикой сюжета.
Тем не менее Проппа и лирического героя Лосева объединяет
особое видение мира через форму, усмотрение в действительности архетипической структуры (сказки, литературного сюжета, легенды и др). Образ Проппа входит в повествуемый мир, и в мифологизированном пространстве текста становится возможной полемика между исследователем и его «учеником».