Речевой портрет лингвокультурного типажа «kidult»
Анастасия Сергеевна Шевелева
Докладчик
студент 3 курса
Кемеровский государственный университет
Кемеровский государственный университет
182
2016-04-19
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
В настоящее время психологи, социологи,
лингвисты все чаще уделяют внимание такому актуальному явлению, как синдром
Питера Пэна, или кидалту, одновременно проявляющему себя как современный лингвокультурный
типаж. В данной работе рассматривается речевой портрет кидалта на материале
художественных, а также современных публицистических текстов и форумов.
Тезисы
По мнению С. В. Леорды, «речевой портрет — это воплощенная в речи языковая личность», а проблема речевого портрета
является частным направлением исследования языковой личности. Е. В. Осетрова
отмечает большую роль речевого портрета как составляющей облика говорящего в
формировании целостного образа личности. Исследователи выделяют ряд
характеристик личности, отражающихся в речевом портрете: возрастные, гендерные,
психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические.
По мнению ученых, одним из самых важных моментов в описании речевого портрета является фиксация наиболее ярких элементов; в связи с этим описание всех уровней языка не является обязательным, а основополагающей является характеристика языковых особенностей и особенностей речевого поведения. В структуре описания речевого портрета Ю. Н. Караулова, которая представляет ее как «трехуровневую модель языковой личности», присутствует взаимообусловленность таких понятий как «язык» и «речь»:1) вербально — семантический уровень; 2) когнитивный уровень; 3)лексикон языковой личности — уровень, который отражает владение человеком лексико-грамматическим фондом языка. То есть при создании речевого портрета данного уровня языковой личности необходимо проанализировать запас слов и словосочетаний, которым пользуется конкретная языковая личность.
Лингвокультурный типаж kidult еще называют синдромом Питера Пэна, заключающегося в нежелании взрослого человека стать организованным, самостоятельным, ответственным. Сказочные персонажи Питер Пэн, Маленький Принц, Мэри Поппинс и Карлсон — яркие примеры, отражающие характерные черты человека, который не хочет покидать страну детства. Как утверждают исследователи, данный концепт является перманентным, и, как следствие, зафиксированным, однако называется в разных странах по-разному.
Целью данной работы является изучение речевого портрета современного лингвокультурного типажа «kidult», выявление особенностей словарного запаса, и, как следствие, составление цельного образа данной языковой личности. Основными задачами выступают: рассмотреть понятия «kidult», представленные в различных источниках, и дать наиболее точное определение данному явлению. На основе публицистических текстов, записей на российских и англоязычных форумах, а также художественных произведений выявить особенности лексикона и, таким образом, предоставить полное описание данного лингвокультурного типажа, его увлечения и, что самое главное, определить истинные причины выбора именно такой жизненной позиции и мировоззрения.
По мнению ученых, одним из самых важных моментов в описании речевого портрета является фиксация наиболее ярких элементов; в связи с этим описание всех уровней языка не является обязательным, а основополагающей является характеристика языковых особенностей и особенностей речевого поведения. В структуре описания речевого портрета Ю. Н. Караулова, которая представляет ее как «трехуровневую модель языковой личности», присутствует взаимообусловленность таких понятий как «язык» и «речь»:1) вербально — семантический уровень; 2) когнитивный уровень; 3)лексикон языковой личности — уровень, который отражает владение человеком лексико-грамматическим фондом языка. То есть при создании речевого портрета данного уровня языковой личности необходимо проанализировать запас слов и словосочетаний, которым пользуется конкретная языковая личность.
Лингвокультурный типаж kidult еще называют синдромом Питера Пэна, заключающегося в нежелании взрослого человека стать организованным, самостоятельным, ответственным. Сказочные персонажи Питер Пэн, Маленький Принц, Мэри Поппинс и Карлсон — яркие примеры, отражающие характерные черты человека, который не хочет покидать страну детства. Как утверждают исследователи, данный концепт является перманентным, и, как следствие, зафиксированным, однако называется в разных странах по-разному.
Целью данной работы является изучение речевого портрета современного лингвокультурного типажа «kidult», выявление особенностей словарного запаса, и, как следствие, составление цельного образа данной языковой личности. Основными задачами выступают: рассмотреть понятия «kidult», представленные в различных источниках, и дать наиболее точное определение данному явлению. На основе публицистических текстов, записей на российских и англоязычных форумах, а также художественных произведений выявить особенности лексикона и, таким образом, предоставить полное описание данного лингвокультурного типажа, его увлечения и, что самое главное, определить истинные причины выбора именно такой жизненной позиции и мировоззрения.