«Служанки» Ж. Жене в аспекте «переходности» модерна в постмодерн
Анна Викторовна Лифиренко
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
190
2016-04-22
12:00 -
12:20
Ключевые слова, аннотация
Работа представляет собой иной, отличный от традиционного взгляд на литературное произведение. За основу взята пьеса Ж. Жене «Служанки», на материале которой предпринимается попытка анализа логичного «перетекания» одной эпохальной культурной концепции, модернизма, в другую — постмодернизм. При анализе выделяются художественные особенности произведения, в которых автор видит как «устаревающие» модернистские черты, так и предпосылки возникновения абсолютно нового культурного явления — постмодерна.
Тезисы
Вопрос
о постмодернизме как феномене,
перевернувшем культурную сферу жизни
человека и образ его мышления, остается
дискутируемым. Ж.-Ф. Лиотар (1924–1998, Lyotard) так и определял
постмодернизм, как особое мироощущение
эпохи и среды, а М. Н. Эпштейн даже выделил
целую эпоху постмодерности, следующую
за эпохой модерности.
Представляется любопытным отследить такой момент в произведении, когда текст уже не однозначно модернистский, но еще и не постмодернистский. В качестве наглядного примера выбрана пьеса Ж. Жене (1910–1986, Genet) «Служанки» («Les Bonnes»).
Служанки постоянно пребывают в состоянии игры, примерки самого важного образа в их жизни — образа их хозяйки Мадам. Из-за лейтмотива игры и театрализации текст приобретает элемент черной иронии, издевательства над эстетикой театрального, черты пародийности. В последний раз устроив перевоплощение в Мадам, служанки понимают, что они никогда не смогут жить жизнью Мадам, и умирают ее смертью. Эта патетика отсылает нас еще к традиции модернистской драматургии (например, Калигула в одноименной пьесе А. Камю (1913–1960, Camus) в финале трагично погибает), но в то же время в «Служанках» слишком много игры, подменяющей реальность, точнее, того, что кажется реальностью именно для самих героинь.
В модернистской литературе конфликты зачастую изображаются неразрешимыми, люди — обреченными, обстоятельства — непреодолимыми. Также и в «Служанках» — мир, который окружает Клер и Соланж, несправедлив к ним, конфликт, завязанный на их клевете на Мсье, любовника Мадам, для них неразрешимый, они сами оказываются обречены на гибель. Когда заходит речь о мотиве отчаяния и безрассудного страха, уместно провести аналогии с Ф. Кафкой (1883–1924, Kafka) и его вечно страждущим К. или с Камю и его властвующей Чумой.
В пьесе нет четкой границы между добром и злом, и даже добро подменяется злом и наоборот. Была ли добра Мадам по отношению к служанкам или это лишь широкий жест «благодетельной» хозяйки, любили ли служанки друг друга и Мадам или это было прикрытие их ненависти — этого невозможно понять окончательно. Читательская интерпретация этого текста выходит на первый план, хоть автор не «играет» с читателем напрямую, как это происходит в «истинных» произведениях постмодерна.
Итак, получается, что границы модерного и постмодерного весьма условны, и тогда возникает вопрос о необходимости этих границ именно в контексте восприятия определенного произведения. В частности, традиционно творчество Жене относят к течению театра абсурда, к «театру жестокости», концепции, родственной сюрреализму, который является одним из течений модернизма. На примере «Служанок» подвижность границ модерна и постмодерна очевидна, а значит, следует отнестись к рассмотрению вопроса о жестких рамках данных культурных концепций более досконально.
Представляется любопытным отследить такой момент в произведении, когда текст уже не однозначно модернистский, но еще и не постмодернистский. В качестве наглядного примера выбрана пьеса Ж. Жене (1910–1986, Genet) «Служанки» («Les Bonnes»).
Служанки постоянно пребывают в состоянии игры, примерки самого важного образа в их жизни — образа их хозяйки Мадам. Из-за лейтмотива игры и театрализации текст приобретает элемент черной иронии, издевательства над эстетикой театрального, черты пародийности. В последний раз устроив перевоплощение в Мадам, служанки понимают, что они никогда не смогут жить жизнью Мадам, и умирают ее смертью. Эта патетика отсылает нас еще к традиции модернистской драматургии (например, Калигула в одноименной пьесе А. Камю (1913–1960, Camus) в финале трагично погибает), но в то же время в «Служанках» слишком много игры, подменяющей реальность, точнее, того, что кажется реальностью именно для самих героинь.
В модернистской литературе конфликты зачастую изображаются неразрешимыми, люди — обреченными, обстоятельства — непреодолимыми. Также и в «Служанках» — мир, который окружает Клер и Соланж, несправедлив к ним, конфликт, завязанный на их клевете на Мсье, любовника Мадам, для них неразрешимый, они сами оказываются обречены на гибель. Когда заходит речь о мотиве отчаяния и безрассудного страха, уместно провести аналогии с Ф. Кафкой (1883–1924, Kafka) и его вечно страждущим К. или с Камю и его властвующей Чумой.
В пьесе нет четкой границы между добром и злом, и даже добро подменяется злом и наоборот. Была ли добра Мадам по отношению к служанкам или это лишь широкий жест «благодетельной» хозяйки, любили ли служанки друг друга и Мадам или это было прикрытие их ненависти — этого невозможно понять окончательно. Читательская интерпретация этого текста выходит на первый план, хоть автор не «играет» с читателем напрямую, как это происходит в «истинных» произведениях постмодерна.
Итак, получается, что границы модерного и постмодерного весьма условны, и тогда возникает вопрос о необходимости этих границ именно в контексте восприятия определенного произведения. В частности, традиционно творчество Жене относят к течению театра абсурда, к «театру жестокости», концепции, родственной сюрреализму, который является одним из течений модернизма. На примере «Служанок» подвижность границ модерна и постмодерна очевидна, а значит, следует отнестись к рассмотрению вопроса о жестких рамках данных культурных концепций более досконально.