Словообразовательное гнездо -чист- в древнерусском языке
Маргарита Владимировна Прокина
Докладчик
магистрант 1 курса
Новосибирский государственный университет (НГУ)
Новосибирский государственный университет (НГУ)
195
2016-04-19
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе проводится анализ словообразовательного гнезда
-чист- в древнерусский период. Принятие христианства существенно расширило
семантику лексем с формантом -чист-, обогатив их переносными значениями.
Характерными чертами СГ -чист- является нерасчлененность оценки, наличие
лексических дублетов с чередованием корней -чист-/-цѣст-, наличие лексем, образованных
способом сложения с первым корнем -чист-.
Тезисы
Значимость
понятия «чистота» в древнерусский период не вызывает сомнений. Принятие
христианства наполнило новыми смыслами данное понятие, которое в то время
значительно увеличило количество средств выражения. Так одним из репрезентантов
понятия «чистота» в языке письменности в древнерусский период является
словообразовательное гнездо -чист-. Вершина
этого гнезда — прилагательное чистий, включающее по лексикографическим
данным 19 значений. На основе семантического анализа в семантической структуре
лексемы чистий можно выделить два производящих значения: ‘без грязи’ и
‘без примеси’, вокруг которых выстраиваются номинативно-производные, оценочные и
грамматикализованные значения.
В
виду недостаточной проработанности категории оценки в Средневековой Руси,
сложно расчленить оценочные значения лексем СГ -чист-, разделив их на нормативные, этические и эстетические.
Характерный
для древнерусского языка способ образования новых слов посредством сложения
корней, встречается во многих лексемах СГ -чист-
(например, чистотаиникъ ‘свидетель таинственного видения’, чистовидьць,
чистодѣтель ‘праведник’, чистоѹчитель ‘наставник праведной жизни’, чистолюбьць
‘сторонник целомудрия, непорочности, чистоты’).
В
древнерусском языке в СГ -чист- входят лексемы с разной огласовкой корня чист-/
цѣст-. Некоторые такие лексемы являются дублетами: очистило (оцѣстило)
‘жертвенник’, ‘доска, которою покрывался ковчег завета’; очистилище
(оцѣстилище) ‘искупительное жертвоприношение’.
Таким образом, в древнерусском языке прилагательное чистый
и его однокоренные словообразования включали прямые значения, выстраивая
различные ряды противочленов (‘без грязи’, ‘без примеси’, ‘свободный от
препятствий’ и т. д.). Принятие христианства внесло в жизнь древнерусских людей существенные
коррективы, которые незамедлительно отразились в языке. Это позволяет говорить
о появлении с принятием христианства в начале письменного периода переносных
значений среди лексем, представляющих понятие «чистый». Поэтому развитие
значения шло путем расширения с помощью метафорического переноса прямого
значения ‘без грязи, без примеси’, с использованием его в этической оценке
поведения и поступков человека, которые теперь должны были соответствовать
заповедям и канонам христианской церкви.