XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Ювенал в творчестве Д. Грюнбайна

Роман Николаевич Рубцов
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2016-04-22
13:50 - 14:10

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен месту римского поэта Ювенала в творчестве немецкого автора Д. Грюнбайна. В центре внимания находится характерная черта рецепции ювеналовской «сатиры», которая приобретает у Грюнбайна параметры «сатуры». Тем самым открывается возможность обозначить некоторые существенные моменты самобытной поэтической установки поэта.

Тезисы

В предлагаемом докладе в рамках изучения рецепции античной культуры в западноевропейской литературе с использованием методов зарубежного и отечественного литературоведения исследуется восприятие фигуры римского сатирика Ювенала (Iuvenalis) в творчестве современного немецкого поэта Д. Грюнбайна (р.1962, Grünbein). Цель работы — обратившись к «античной» части творчества Грюнбайна, проанализировать специфику рецепции сатиры Ювенала в поэтических сборниках Грюнбайна «Подражая сатирам» («Nach den Satiren»), «Aroma. Римские зарисовки» («Aroma. Ein römisches Zeichenbuch») и эссе «Бессонный в Риме» («Schlaflos in Rom»).
На основании анализа удалось выяснить, что рецепция античности определяется индивидуальной поэтической установкой немецкого поэта, его пониманием взаимосвязи различных литературных жанров, его трактовкой исторических событий. Специфика рецепции Ювенала во многом определяется  у Грюнбайна тем обстоятельством, что древнеримская и западноевропейская сатира рассматривается им как «сатура», в изначальном понимании этого слова, а именно — блюда с различными плодами, смеси. Соответственно и сатиры Ювенала трактуются Грюнбайном как сатура. В работе рассматривается назначение сатуры в античном мире, причины традиционного изображения Ювенала как обличителя пороков, понимания Грюнбайном Ювенала как первого великого городского поэта.

Литературоведческий и лингвистический анализ вышеуказанных сборников Грюнбайна демонстрирует их связь с античной культурой и оригинальность рецепции античности у Грюнбайна. В первой части «Подражая сатирам» изображается жизнь Древнего Рима, воссоздаются некоторые исторические и фиктивные события эпохи I–II вв. н. э. Вторая часть представляет собой цикл из четырех сатир, первая из которых посвящена Ювеналу и написана по мотивам его третьей сатиры. Сборник «Aroma. Римские зарисовки» включает в себя перевод третьей сатиры Ювенала и посвященное ему эссе, в котором развивается оригинальная мысль автора в отношении понимания сатуры.

Рецепция ювеналовского наследия у Грюнбайна — самобытное явление в современной немецкой литературе, которое характеризуется переосмыслением сатиры как сатуры и места Ювенала в истории западноевропейской литературы.