Повторы и «литературные» монологи как форма самопрезентации персонажей кинематографа К. Г. Муратовой (на примере фильмов «Перемена участи» и «Астенический синдром»)
Алина Романовна Калинина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
2-у
2016-04-19
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен исследованию роли повторов
и монологов как важнейшего стилистического приема в
творчестве К. Г. Муратовой. Использование
подобного приема дает режиссеру возможность создать уникальную звуковую среду в
каждой картине, а также деконструировать традиционную линейную форму повествования. Обессмысливание текста, вольное с ним
обращение уводит зрителя в плоскость
постмодернистских игр, что является характерной чертой режиссерского почерка Муратовой.
Тезисы
Одной из важнейших
стилистических характеристик творчества
К. Г. Муратовой принято считать
большое количество рефренов и повторов
в речи персонажей, создающих уникальный
звуковой контрапункт. Для Муратовой
важны как интонационные особенности
речи актеров, так и формальная структура
их реплик. Режиссер строит фильм как
многоуровневый текст, используя речевые
фигуры в качестве знаков препинания и
выделяя фрагменты с наибольшей смысловой
нагрузкой.
Речевые рефрены возникают уже в первой самостоятельной картине Муратовой «Короткие встречи» (1967) и получают развитие в каждой из последующих лент, усложняясь и варьируясь. Повторы акцентируют внимание зрителя на конкретном фрагменте текста, позволяя разглядеть в нем новые, автономно существующие смыслы, освобождая от чрезмерной привязки к сюжету. Напр., в картине «Перемена участи» (1987) Мария (Н. Лебле) и Александр (Л. Кудряшов) многократно повторяют диалог о подарке мужу героини — о ружье. Текст здесь теряет привязку к конкретной ситуации, а ружье выступает как символ смертельного любовного поединка между мужчиной и женщиной. Повтор несет эффект «остранения», очищения слов от привычных значений. Для Муратовой функции рефренов важны также с точки зрения ритмики, внутренней архитектоники картины. Несколько раз повторенная фраза «Колю убили!» в ленте «Астенический синдром» (1989) превращается в общезвуковой элемент среды — сложно организованного муратовского «хаоса».
Рефрены и повторы могут быть составной частью «литературных» монологов, произносимых героями Муратовой. Эти монологи носят нарочито искусственный характер: они не соотносятся с сюжетом и существуют вне его в форме чистого текста. Актер декламирует в камеру, напрямую обращаясь к зрителю, но не замечая его. В фильме «Астенический синдром» учитель Николай (С. Попов) зачитывает три монолога, взятых из дневника Муратовой. В «Перемене участи» бесстрастными монологами изъясняется Мария, описывая убийство любовника. Замкнутые монологи демонстрируют обособленность персонажей, неспособность к диалогу.
Нами подтверждается значение повторов и монологов как важнейшего приема в творчестве Муратовой. Использование данного приема помогает режиссеру создать уникальную звуковую среду в каждой картине, а также деконструировать традиционную линейную форму повествования. Обессмысливание текста и вольное с ним обращение уводит зрителя в плоскость постмодернистских игр, что является характерной чертой творчества Муратовой.
Речевые рефрены возникают уже в первой самостоятельной картине Муратовой «Короткие встречи» (1967) и получают развитие в каждой из последующих лент, усложняясь и варьируясь. Повторы акцентируют внимание зрителя на конкретном фрагменте текста, позволяя разглядеть в нем новые, автономно существующие смыслы, освобождая от чрезмерной привязки к сюжету. Напр., в картине «Перемена участи» (1987) Мария (Н. Лебле) и Александр (Л. Кудряшов) многократно повторяют диалог о подарке мужу героини — о ружье. Текст здесь теряет привязку к конкретной ситуации, а ружье выступает как символ смертельного любовного поединка между мужчиной и женщиной. Повтор несет эффект «остранения», очищения слов от привычных значений. Для Муратовой функции рефренов важны также с точки зрения ритмики, внутренней архитектоники картины. Несколько раз повторенная фраза «Колю убили!» в ленте «Астенический синдром» (1989) превращается в общезвуковой элемент среды — сложно организованного муратовского «хаоса».
Рефрены и повторы могут быть составной частью «литературных» монологов, произносимых героями Муратовой. Эти монологи носят нарочито искусственный характер: они не соотносятся с сюжетом и существуют вне его в форме чистого текста. Актер декламирует в камеру, напрямую обращаясь к зрителю, но не замечая его. В фильме «Астенический синдром» учитель Николай (С. Попов) зачитывает три монолога, взятых из дневника Муратовой. В «Перемене участи» бесстрастными монологами изъясняется Мария, описывая убийство любовника. Замкнутые монологи демонстрируют обособленность персонажей, неспособность к диалогу.
Нами подтверждается значение повторов и монологов как важнейшего приема в творчестве Муратовой. Использование данного приема помогает режиссеру создать уникальную звуковую среду в каждой картине, а также деконструировать традиционную линейную форму повествования. Обессмысливание текста и вольное с ним обращение уводит зрителя в плоскость постмодернистских игр, что является характерной чертой творчества Муратовой.