Поэтика рецензии (на материале литературно-критических текстов И. Б. Роднянской)
Елизавета Михайловна Зенова
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
188
2016-04-19
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
«Классик», «великий
филолог», «смыслоискательница», «автор нашего дня», «о ней бы диссертации
слагать» — самые частотные слова ученых о
современном литературном критике И. Б. Роднянской. Сегодня не
существует специальных исследований, посвященных изучению творчества Роднянской, поэтому разгадка
жанровой природы и «морфологии» ее литературно-критических текстов может
стать первым шагом на пути к постижению не только специфики конкретных
элементов высказывания, но и оригинальности методологической системы
критика.
Тезисы
Актуальность исследования
обусловлена необходимостью разработки системного подхода к корпусу
литературно-критических текстов И. Б. Роднянской. Взгляд на работы критика
сквозь призму жанра, категорию, которая отражает существенные черты формы и
содержания, позволит осмыслить особенности стиля критика и принципы его работы
с художественным текстом. Цель работы состоит в том, чтобы посредством
исследования поэтики литературно-критических текстов Роднянской приблизиться к
пониманию метода критика.
Делается попытка понять характер и мотивировку приемов, используемых в рецензиях. Рассматриваются наиболее значительные компоненты статей (заглавия, способы убеждения, арсенал оценочности, образ автора и адресата, диалогизация) для осознания того, какую роль играет каждый из выделенных элементов.
Анализируется восприятие Роднянской творчества писателей-классиков, современных прозаиков и поэтов, а также значимых культурных и общественных вопросов. Теоретическую основу исследования составили труды по теории литературной критики Б. Ф. Егорова, А. М. Штейнгольд, Е. А. Набиевой, В. Н. Крылова. В качестве центрального материала исследования была выбрана работа Роднянской «Развязка «Женитьбы», или Чему смеемся?». Привлекаются тексты, опубликованные на страницах таких изданий, как «Новый мир», «Знамя», «Вопросы литературы». Такой поход позволяет выделить закономерности на проблемно-тематическом и структурном уровнях рецензии. В жанровой системе литературной критики рецензия занимает центральное положение. Именно в этом аналитическом жанре критик демонстрирует основы мастерства и концентрируется на работе с текстом. Для рецензии типично выбирать в качестве объекта анализа современный и актуальный текст. Однако, с точки зрения Роднянской, современна та литература, отголоски которой доносятся до читателя сегодня. В понятие «современная литература» необходимо включить произведения и А. С. Пушкина, и Н. В. Гоголя, и Ф. М. Достоевского. Русская литература, по Роднянской, представляет собой единый текст, единое поле литературы.
В рецензиях Роднянской комбинируются черты репортажа, проблемной и полемической статей, литературного портрета, однако ведущей целью остается стремление вынести оценку анализируемому произведению и выделить актуальные проблемы. Интересны размышления автора о литературе, а также публицистические включения. Отзывам критика на современные и классические произведения свойственно выделение в произведениях глубинных философских проблем, исследовательское начало в текстах, стремление ввести творчество писателя в контекст развития всей русской словесности.
Дальнейшее изучение наследия Роднянской возможно при расширении материала анализа и рассмотрении текстов критика на фоне современных литературного и литературоведческого процессов.
Делается попытка понять характер и мотивировку приемов, используемых в рецензиях. Рассматриваются наиболее значительные компоненты статей (заглавия, способы убеждения, арсенал оценочности, образ автора и адресата, диалогизация) для осознания того, какую роль играет каждый из выделенных элементов.
Анализируется восприятие Роднянской творчества писателей-классиков, современных прозаиков и поэтов, а также значимых культурных и общественных вопросов. Теоретическую основу исследования составили труды по теории литературной критики Б. Ф. Егорова, А. М. Штейнгольд, Е. А. Набиевой, В. Н. Крылова. В качестве центрального материала исследования была выбрана работа Роднянской «Развязка «Женитьбы», или Чему смеемся?». Привлекаются тексты, опубликованные на страницах таких изданий, как «Новый мир», «Знамя», «Вопросы литературы». Такой поход позволяет выделить закономерности на проблемно-тематическом и структурном уровнях рецензии. В жанровой системе литературной критики рецензия занимает центральное положение. Именно в этом аналитическом жанре критик демонстрирует основы мастерства и концентрируется на работе с текстом. Для рецензии типично выбирать в качестве объекта анализа современный и актуальный текст. Однако, с точки зрения Роднянской, современна та литература, отголоски которой доносятся до читателя сегодня. В понятие «современная литература» необходимо включить произведения и А. С. Пушкина, и Н. В. Гоголя, и Ф. М. Достоевского. Русская литература, по Роднянской, представляет собой единый текст, единое поле литературы.
В рецензиях Роднянской комбинируются черты репортажа, проблемной и полемической статей, литературного портрета, однако ведущей целью остается стремление вынести оценку анализируемому произведению и выделить актуальные проблемы. Интересны размышления автора о литературе, а также публицистические включения. Отзывам критика на современные и классические произведения свойственно выделение в произведениях глубинных философских проблем, исследовательское начало в текстах, стремление ввести творчество писателя в контекст развития всей русской словесности.
Дальнейшее изучение наследия Роднянской возможно при расширении материала анализа и рассмотрении текстов критика на фоне современных литературного и литературоведческого процессов.