Рецепция творчества Ф. М. Достоевского в романе Дж. Керуака «В дороге»
Мария Павловна Янкина
Докладчик
магистрант 2 курса
Томский государственный университет
Томский государственный университет
190
2016-04-21
14:50 -
15:10
Ключевые слова, аннотация
Доклад представляет анализ использования творческих принципов Ф. М. Достоевского Дж. Керуаком. Исследование основывается на дневниках американского писателя, а также сопоставлении романа «Идиот» Достоевского и «В дороге» Керуака. Анализируется характер прочтения нового героя, созданного Достоевским, который формируется на сопоставлении главных героев произведений.
Тезисы
К середине XX в. меняется социальная атмосфера
американского общества. Психологическим отражением действительности того
времени, становится явление нового культурного молодежного сознания,
выразившегося в литературном движение Бит. Поколение Бит — молодые американцы,
в большинстве своем писатели и поэты, проживавшие в Нью-Йорке. Несомненно, что именно поколение Бит отразило
духовную потребность молодежи 1950-х гг. в жизни, тяготеющей к самопознанию.
Становится важным идеал христианского святого, который бродит по стране, как
герои прозы Дж. Керуака (1922–1969, Kerouac). Специфика мировоззрений «разбитого поколения»
обращает их внимание на привлекательную для них философию Ф. М. Достоевского,
творчество которого уже давно перешагнуло временные и национальные рамки.
Во-первых, в попытке обнаружения нового способа существования и видения реальности, проблема идентичности, поиск истинного «Я» не могли не быть сопоставимы уже с известной и прочитанной «битниками» философии Достоевского. Кризисный дух эпохи, сознание молодежи было одинаково близко и для времени русского писателя, и для поколения американцев. Для рецепции творчества Достоевского был характерен пересмотр традиций, попытка адаптации философии художника. Исходя из философии двух сторон, ключевой становится идея о новом человеке. Не менее важной становится идея о возможности человеческого единения и братства.
Во-вторых, «битники» проявляли особый интерес к теме безумия, играло с ним, с целью обрести новые состояния, дающие новое понимание мира. Поэтому Достоевский, изображающий расстроенное сознание, представляет особый интерес.
В-третьих, в нигилистическом отрицании морали, для американской молодежи видится принцип вседозволенности индивида. Этот принцип приводит к оправданию убийства, с идеологической точки зрения. По мнению русского религиозного философа В. В. Розанова, герои Достоевского через убийства приходят к Богу. Человек, по Достоевскому, впадает в грех, чтобы доказать свою свободу.
В-четвертых, страдание — практически главная тема творчества, как и Достоевского, так и поколения молодежи. Для Достоевского страдание — путь обретения себя, путь к единению людей. Для битников — это путь приближение к истине. Выразителем новой культуры, попыткой воплощение нового человека становится Дин Мориарти. В романе он изображен как бунтарь, он не подчиняется законам, Дин отказывается от нормативной этики. Как раз именно Дин становится отражением концепции человека Достоевского. Мориарти в романе — центр бытия, всё и все устремлены к нему; он — загадка, все окружающие тянутся к этой таинственности. Здесь Дин напоминает нам Мышкина — который разгадывает всех, а сам остается в стороне. Керуак и Достоевский вводят своих героев в противопоставление номинальным образам главных персонажей.
Во-первых, в попытке обнаружения нового способа существования и видения реальности, проблема идентичности, поиск истинного «Я» не могли не быть сопоставимы уже с известной и прочитанной «битниками» философии Достоевского. Кризисный дух эпохи, сознание молодежи было одинаково близко и для времени русского писателя, и для поколения американцев. Для рецепции творчества Достоевского был характерен пересмотр традиций, попытка адаптации философии художника. Исходя из философии двух сторон, ключевой становится идея о новом человеке. Не менее важной становится идея о возможности человеческого единения и братства.
Во-вторых, «битники» проявляли особый интерес к теме безумия, играло с ним, с целью обрести новые состояния, дающие новое понимание мира. Поэтому Достоевский, изображающий расстроенное сознание, представляет особый интерес.
В-третьих, в нигилистическом отрицании морали, для американской молодежи видится принцип вседозволенности индивида. Этот принцип приводит к оправданию убийства, с идеологической точки зрения. По мнению русского религиозного философа В. В. Розанова, герои Достоевского через убийства приходят к Богу. Человек, по Достоевскому, впадает в грех, чтобы доказать свою свободу.
В-четвертых, страдание — практически главная тема творчества, как и Достоевского, так и поколения молодежи. Для Достоевского страдание — путь обретения себя, путь к единению людей. Для битников — это путь приближение к истине. Выразителем новой культуры, попыткой воплощение нового человека становится Дин Мориарти. В романе он изображен как бунтарь, он не подчиняется законам, Дин отказывается от нормативной этики. Как раз именно Дин становится отражением концепции человека Достоевского. Мориарти в романе — центр бытия, всё и все устремлены к нему; он — загадка, все окружающие тянутся к этой таинственности. Здесь Дин напоминает нам Мышкина — который разгадывает всех, а сам остается в стороне. Керуак и Достоевский вводят своих героев в противопоставление номинальным образам главных персонажей.