Особенности восприятия статических и динамических текстов: экспериментальное исследование на материале русского языка
Александра Сергеевна Добрего
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
184
2016-04-18
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Цель исследования — изучение процесса чтения текстов
разных типов (статических и динамических) с использованием прибора регистрации
движений глаз. Испытуемым предъявлялись тексты, проверенные на читабельность и
выровненные по определенным параметрам. Экспериментатора интересовали следующие
параметры: длительность фиксаций, саккад и количество регрессий во время
первого прочтения текста. Далее испытуемым предлагалось выделить ключевые слова
в этих текстах. При сравнении этих двух видов данных оказалось, что существует
разница между прочтением текстов разных типов.
Тезисы
Проблема изучения текста, его статуса, внутреннего и
внешнего устройства, порождения и осознания остается одной из актуальных
проблем современного языкознания. Появление новых методик привлекает все больше
исследователей по всему миру. Настоящее исследование основано на открытиях К. Райнера, изучающего движения глаз в
процессе чтения и восприятия текстов (2006). Эксперимент, представленный в
тезисах, является одним из первых, выполненных с помощью методики регистрации
движений глаз на материале русского языка. Цель работы —
исследование механизма чтения текстов разных типов (статических и
динамических), а также оценка влияния степени читабельности на процесс чтения
таких текстов. Гипотеза исследования: динамический текст прочитывается и
запоминается проще, чем статический. Для экспериментального исследования были
отобраны тексты, выровненные по определенным параметрам (средняя длина
предложений, слов, среднее количество слогов в слове, количество низкочастотных
слов в каждом тексте). Испытуемыми стали 30 носителей русского языка — студентов СПбГУ.
В первой части исследования испытуемые читали тексты, предъявляемые в случайном порядке, а затем их пересказывали. Пересказы испытуемых записывались на диктофон и впоследствии оценивались по субъективным параметрам на понимание текстов. С помощью методики регистрации движений глаз (EyeLink 1000 Plus, SR-Research) учитывались следующие параметры: длительность фиксаций, саккад и количество регрессий во время первого прочтения текста. Читабельность каждого текста предварительно проверялась на специальном сайте ru.readability.io с применением нескольких формул, адаптированных для русского языка: индекс удобочитаемости Флеша, Автоматический индекс удобочитаемости, SMOG, Индекс Колмана-Лиау.
Во второй части исследования испытуемым было предложено выделить ключевые слова в тексте. Затем по данным регистратора движений глаз экспериментатор определял, есть ли связь между ключевыми словами, выделенными испытуемыми, и местами наиболее длительных фиксаций при чтении текстов. При предварительном анализе данных, полученных на регистраторе движений глаз, видна тенденция к более легкому прочтению динамических текстов по сравнению со статическими. На это указывают длительность фиксаций первого прочтения, а также количество регрессий в соответствующих типах текста. Анализ пересказов показывает, что в большинстве случаев пересказ динамического текста содержит больше предполагаемых ключевых слов, чем статический. Возможно, различие между прочтением разных типов текста связано с ментальными репрезентациями, описанными у В. Е. Чернявской: в статических текстах она слабее, чем в динамических, что влияет на скорость и понимание читаемого текста.
В первой части исследования испытуемые читали тексты, предъявляемые в случайном порядке, а затем их пересказывали. Пересказы испытуемых записывались на диктофон и впоследствии оценивались по субъективным параметрам на понимание текстов. С помощью методики регистрации движений глаз (EyeLink 1000 Plus, SR-Research) учитывались следующие параметры: длительность фиксаций, саккад и количество регрессий во время первого прочтения текста. Читабельность каждого текста предварительно проверялась на специальном сайте ru.readability.io с применением нескольких формул, адаптированных для русского языка: индекс удобочитаемости Флеша, Автоматический индекс удобочитаемости, SMOG, Индекс Колмана-Лиау.
Во второй части исследования испытуемым было предложено выделить ключевые слова в тексте. Затем по данным регистратора движений глаз экспериментатор определял, есть ли связь между ключевыми словами, выделенными испытуемыми, и местами наиболее длительных фиксаций при чтении текстов. При предварительном анализе данных, полученных на регистраторе движений глаз, видна тенденция к более легкому прочтению динамических текстов по сравнению со статическими. На это указывают длительность фиксаций первого прочтения, а также количество регрессий в соответствующих типах текста. Анализ пересказов показывает, что в большинстве случаев пересказ динамического текста содержит больше предполагаемых ключевых слов, чем статический. Возможно, различие между прочтением разных типов текста связано с ментальными репрезентациями, описанными у В. Е. Чернявской: в статических текстах она слабее, чем в динамических, что влияет на скорость и понимание читаемого текста.