Феноменология и метафорика массы в романе Э. Канетти «Ослепление»
Наталья Михайловна Зозуля
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2016-04-22
12:20 -
12:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируется присутствие метафорических признаков массы в романе Э. Канетти «Ослепление» (1935). Масса — явление, волнующее и интересующее Канетти на протяжении всей его жизни, — в единственном романе писателя выражено не столь явно. Однако утверждение Канетти о существовании природных символов массы (огонь, море, дождь и т. д.) позволяет отыскать скрытые проявления массы в романе, а также провести параллели с другим важным для писателя феноменом — феноменом власти.
Тезисы
В
докладе представлены результаты исследования, задачей которого было выявление метафорических признаков феномена
массы в романе Э. Канетти (1905–1994, Canetti) «Ослепление» (1935, «Die Blendung»). Творчество Канетти в
целом и роман «Ослепление» в частности на протяжении многих лет вызывает
неослабевающий интерес в западном литературоведении, притягивая в последнее
время все в большей мере также и внимание отечественных исследователей. Так, роман активно изучается в контексте
творчества автора как образчик традиции
австрийского модернистского романа (двумя другими ведущими представителями
которой считаются Г. Брох и Р. Музиль), с точки зрения отображения в нем реалий
эпохи, символики заглавия, интертекстуальности, использования писателем
восточных мотивов и т. д.
Несмотря на то, что некоторыми зарубежными (Д. Диссингер, Ш. Штрукен) и отечественными (Т. А. Федяева, Н. С. Павлова) литературоведами отмечается присутствие в романе образов, репрезентирующих «массу» и «власть», т. е. тех феноменов, теоретическому обоснованию которых Канетти позже посвятит свое знаменитое эссе 1962 г., попыток последовательного соотнесения романа с основными социологическими и философскими теориями о массе (Г. Лебон, З. Фрейд) и работой самого Канетти до настоящего времени не предпринималось.
В представленном докладе особое внимание уделяется поиску и анализу признаков массы в так называемых символах массы — природных явлениях, некоторые из которых, по мнению Канетти, обладают характеристиками массы. Поскольку теорий о существовании природных символов массы до Канетти выдвинуто не было, данное исследование строится исключительно на сопоставлении романа с эссе «Масса и власть» (1962, «Masse und Macht»). Выявление скрытых признаков массы позволит сопоставить их с отношениями власти, представленными в романе более явно, обогатив тем самым наше представление о поэтике изучаемого текста.
Несмотря на то, что некоторыми зарубежными (Д. Диссингер, Ш. Штрукен) и отечественными (Т. А. Федяева, Н. С. Павлова) литературоведами отмечается присутствие в романе образов, репрезентирующих «массу» и «власть», т. е. тех феноменов, теоретическому обоснованию которых Канетти позже посвятит свое знаменитое эссе 1962 г., попыток последовательного соотнесения романа с основными социологическими и философскими теориями о массе (Г. Лебон, З. Фрейд) и работой самого Канетти до настоящего времени не предпринималось.
В представленном докладе особое внимание уделяется поиску и анализу признаков массы в так называемых символах массы — природных явлениях, некоторые из которых, по мнению Канетти, обладают характеристиками массы. Поскольку теорий о существовании природных символов массы до Канетти выдвинуто не было, данное исследование строится исключительно на сопоставлении романа с эссе «Масса и власть» (1962, «Masse und Macht»). Выявление скрытых признаков массы позволит сопоставить их с отношениями власти, представленными в романе более явно, обогатив тем самым наше представление о поэтике изучаемого текста.