Конкретная поэзия в контексте греческого авангарда
Павел Станиславович Заруцкий
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Греческий институт
2016-04-22
13:30 -
13:50
Ключевые слова, аннотация
Греческая литература не испытала непосредственного влияния футуризма и
дадаизма, и радикальный поэтический авангард зародился в стране лишь во второй
половине XX в. Ряд произведений конкретной поэзии, написанных в 1960-х и 1970-х гг. А. Николаидисом, К. Яннулопулосом, М.
Митрасом и др. и представленных в «Антологии конкретной поэзии» (1982),
позволил исследователям говорить о существовании отдельной греческой «группы
конкретных поэтов». В докладе будет проведен анализ роли конкретной поэзии в
формировании греческого радикального поэтического авангарда.
Тезисы
В первой половине
1950-х гг. творческие поиски швейцарца боливийского происхождения О. Гомрингера
(Gomringer)
и бразильцев Августо и Арольдо де Кампос (de Campos) привели к возникновению
конкретной поэзии. Термин отсылает к конкретной музыке (musique concrète) — жанру электронной экспериментальной музыки,
фокусирующемуся на создании звуковых структур при помощи заранее записанных на
пленку звуков. Конкретная поэзия предложила рассматривать стихотворение как
выраженную визуально мысль, а основным понятием в ее методологии стал
гомриновский термин ‘созвездие’ (konstellation)
— прием расположения слова определенным образом, благодаря которому оно не
теряет своих индивидуальных характеристик в соседстве с другими словами (по
аналогии с расположением звезды в созвездии).
Международная выставка конкретной поэзии, прошедшая в Афинах в 1970 г. при участии трех греческих поэтов, а также изданная в 1982 г. «Антология конкретной поэзии» («Ανθολογία συγκεκριμένης ποίησης»), включавшая работы шести греческих авторов, позволяют говорить о существовании ряда единомышленников, впервые для Эллады поставивших под сомнение господство языкоцентризма в поэзии. Актуальность исследования заключается в предлагаемой на основании вышесказанного новой гипотезы, рассматривающей движение конкретной поэзии как отправную точку для греческого радикального авангарда. Цель исследования — определение движения конкретной поэзии как самостоятельного явления в контексте греческого авангарда.
Для достижения поставленной цели был проведен анализ произведений, вошедших в «Антологию конкретной поэзии», в общем контексте творчества их авторов, а также анализ их соответствия теоретическим признакам конкретной поэзии на основании статей Гомрингера «От стиха к координационной поэзии» (1954, «Vom vers zur konstellation»), К. Яннулопулоса (Γιανουλόπουλος) «Краткое введение в конкретную поэзию» (1982, «Μικρή εισαγωγή στην συγκεκριμένη ποίηση») и «Манифеста конкретной поэзии» (1956, «Poesia concreta: um manifesto») Августо де Кампоса.
На основе проведенного анализа были выявлены авторы, использовавшие конкретную поэзию как основу своего творческого метода, и временные «попутчики авангарда», а также, установлены признаки сходства и различия между движением конкретной поэзии и греческой группой визуальной поэзии, и оценена степень преемственности.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что эксперименты в области конкретной поэзии, которые проводились поэтами, не составлявшими организованную группу, и впоследствии были систематизированы в антологии, являются важной предтечей греческого радикального авангарда, утвердившегося как факт вместе с формированием группы визуальной поэзии.
Международная выставка конкретной поэзии, прошедшая в Афинах в 1970 г. при участии трех греческих поэтов, а также изданная в 1982 г. «Антология конкретной поэзии» («Ανθολογία συγκεκριμένης ποίησης»), включавшая работы шести греческих авторов, позволяют говорить о существовании ряда единомышленников, впервые для Эллады поставивших под сомнение господство языкоцентризма в поэзии. Актуальность исследования заключается в предлагаемой на основании вышесказанного новой гипотезы, рассматривающей движение конкретной поэзии как отправную точку для греческого радикального авангарда. Цель исследования — определение движения конкретной поэзии как самостоятельного явления в контексте греческого авангарда.
Для достижения поставленной цели был проведен анализ произведений, вошедших в «Антологию конкретной поэзии», в общем контексте творчества их авторов, а также анализ их соответствия теоретическим признакам конкретной поэзии на основании статей Гомрингера «От стиха к координационной поэзии» (1954, «Vom vers zur konstellation»), К. Яннулопулоса (Γιανουλόπουλος) «Краткое введение в конкретную поэзию» (1982, «Μικρή εισαγωγή στην συγκεκριμένη ποίηση») и «Манифеста конкретной поэзии» (1956, «Poesia concreta: um manifesto») Августо де Кампоса.
На основе проведенного анализа были выявлены авторы, использовавшие конкретную поэзию как основу своего творческого метода, и временные «попутчики авангарда», а также, установлены признаки сходства и различия между движением конкретной поэзии и греческой группой визуальной поэзии, и оценена степень преемственности.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что эксперименты в области конкретной поэзии, которые проводились поэтами, не составлявшими организованную группу, и впоследствии были систематизированы в антологии, являются важной предтечей греческого радикального авангарда, утвердившегося как факт вместе с формированием группы визуальной поэзии.