Концепт как основание структуры русского литературоведческого эссе 1980–2010-х гг.
Елена Валериановна Бузальская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-а
2016-03-17
18:30 -
18:45
Ключевые слова, аннотация
Исследование
речевых тактик русского литературоведческого эссе (Л. Я. Гинзбург, Д. С.
Лихачева, М. Эпштейна, Б. П. Бака, П. В. Басинского, А. Арьева и др.) выявляет
динамику изменений способов реализации авторской интенции в указанный период.
Результаты анализа позволяют предположить, что при сохранении основных речевых
тактик, составляющих жанровое ядро, литературоведческие эссе разного периода
разнятся адресацией, формой, когнитивным основанием рефлексии и способами
аргументации, что свидетельствует о тенденции к изменению общей стратегической
установки взаимодействия автора с читателем.
Тезисы
Эссе является одним из сложных речевых жанров, имеющих
высокую степень вариативности по нескольким показателям: тематике,
стратегической установке и форме. В отличие от академического (учебного) эссе,
имеющего жесткую структуру аргументации основного тезиса, эссе, существующие в
пространстве культуры, структурно детерминированы лишь течением авторской
рефлексии и стереотипами развития основной идеи, принятыми в социуме. Общие
черты эссе, принадлежащих к одной сфере речевой деятельности, заключаются в
ориентации авторов на осмысление концептов одного и того же типа в соответствии
с традиционно закрепленным перечнем стратегических установок жанра. Определение
типа основания рефлексии является результатом фрагментации произведения на
отрывки, референтно соотнесенные с одним их компонентов поля концепта. Так,
например, эссе А. Вознесенского «Юрий Казаков» повторяет структуру поля
концепта писатель: описание внешности, характера, тематики творчества,
авторского стиля, судьбы произведений, итога жизни. Результаты исследования концептуального
основания литературоведческих эссе свидетельствует о том, что в 1980-е гг. более
традиционной является ориентация автора на рефлексию относительно
концептов-гештальтов (таких, как произведение, литературное направление,
жанр и т. п.). В 2000-е гг. авторы эссе все чаще выходят за рамки описания
статичного гештальта, анализируя объект в контексте диалектики его бытия внутри
определенной ситуации. Подобные эссе являются ориентированными на рефлексивное
осмысление концептов-фреймов (таких, как беседа, встреча, ситуация смены
направления/стиля и т. п.). Эссе, в которых рассуждение автора касается
ситуации, изменяющейся по определенному сценарию, в 1980-е и в 1990-е гг.
встречается чаще, чем в 2000-е, однако в целом редки в силу своей сложности и
большого объема. Такими произведениями являются, например, эссе А. Арьева
«Великолепный мрак чужого сада» 1999 г. или эссе Ф. Искандера «Моцарт и
Сальери», написанное в 1987 г. Изменение когнитивной опоры
литературоведческого эссе влияет на выбор стратегии реализации замысла:
интенционно русское литературоведческое эссе меняется от реализации стратегии
интерпретации фактов (как, например, в эссе Д. С. Лихачева) или трансляции (в
эссе Л. Гинзбург) в сторону стратегии убеждения. Следствием данной тенденции является
изменение приемов и лингвистических средств, формирующих речевые тактики.
Возможность иронии, осуждения, увеличение частотности использования
риторических средств и др. (как, например, в эссе Б. Рохлина, А. Битова и др.)
свидетельствуют об изменении образа адресата в сознании эссеиста. Немаловажным
фактором, способствующим указанным тенденциям, становится также постепенный
отказ от оформления литературоведческого эссе как личного воспоминания.