Типы персонажей, сложившихся в русской классической литературе ХIX в.
Олег Михайлович Ноговицын
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
116
2016-03-17
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Предлагается
опыт классификации персонажей русской литературы ХIX в. не по их
характеру, социально значимым чертам и пр., а по типу их сознания, т. е.
отношения к собственному бытию. От типа сознания зависит, что является
действительностью для персонажа, какой род бытия ему присущ. Выделяются три
основных типа персонажей: ритуальный, мечтательный и рефлективный.
Анализ проводится на основе произведений Гоголя, Пушкина, Лермонтова,
Достоевского.
Тезисы
В
произведениях Гоголя отчетливо выделяются два типа персонажей: ритуальный и
мечтательный. Ритуал задается отношением смысла и внешнего выражения. Смысл
ритуала — мысль, чувственно выражается во внешнем поведении, а существует в
нем, не отличается от своего внешнего выражения. В ритуальном плаче, например,
скорбь не возникает в душе, в сознании, чтобы потом (если не во времени, то по
смыслу «потом») выразится в действии, а существует в этом действии, совпадает с
действием, длится столько, сколько длится плач. Неверно поэтому говорить что
плач «означает скорбь», плач есть скорбь. Если поведение человека в широком
смысле есть текст то в ритуале текст предшествует смыслу: лишь приобщившись к
ритуально сложившемуся поведению, человек приобщается к смыслу; скорбь
познается в плаче. Таковы герои малороссийских повестей Гоголя. Для них смыслы — «христианство», «любовь» и пр. — существуют только как способ поведения, или
шире, как образ жизни. Таков и поручик Пирогов из «Невского проспекта», который
сознает себя и в собственных глазах существует через принадлежность к родовым
признакам «поручика». В «Невском проспекте» поручику Пирогову противопоставлен
другой персонаж — художник Пискарев, — отчетливо выраженный тип мечтателя.
Сознание и вместе с тем способ существования мечтателя заключается в подмене
реального предмета или лица на воображением рожденный образ. В нашем случае
подмена реальной девушки образом «мадонны». Реальностью для мечтателя является
именно воображаемый образ. Гоголь ставит рядом и сравнивает ритуального
персонажа, действительностью которого (которому, для которого) служит
инвариантное рядовое поведение и мечтательного персонажа, реальность которого
состоит в воображении, сне. Наиболее полное, завершенное развитие тема
мечтательного сознания находит в повести «Шинель», в образе Акакия Акакиевича,
для которого бытием обладают одни только буквы. Творчество раннего Достоевского
почти полностью посвящено разработке различных сторон мечтательности. («Все мы
вышли из гоголевской «Шинели»). У Пушкина и вскоре затем у Лермонтова
появляется соврешенно новый тип персонажа, которого можно назвать рефлективным.
Рефлективный персонаж не тождественен своему бытию (ни ритуалу, ни мечте), но
относится к бытию, является субъектом или автором своего бытия. Его жизнь —
переживания, страсти, поступки — подчиняются им же сочиненному сценарию. Такой
персонаж является одновременно автором и участником своего текста. У рефлективного
персонажа нет «свойств», «характера», одно только авторское тщеславие. Таковы
Онегин и Печорин. В отношении к рефлективному герою совершенно по-новому встает
традиционная проблема автора художественного произведения (Пушкина, Лермонтова)
и героя произведения, поскольку герой одновременно является субъектом текста
произведения.