Книга Александра Гумбольдта «Космос» в творческом сознании русских писателей середины XIX в.
Михаил Васильевич Отрадин
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2016-03-18
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен тому, как в России восприняли книгу знаменитого ученого и путешественника Александра Гумбольдта «Космос». В частности, на примере работы И. А. Гончарова над книгой «Фрегат «Паллада» показано, как русский писатель учел опыт немецкого автора.
Тезисы
1. Гете назвал
знаменитого немецкого ученого и путешественника Александра Гумбольдта «великим
мастером живого слова». «Живой, действующий на чувства» язык автора «Космоса»
высоко оценили русские писатели: В. А. Жуковский, А. С. Хомяков, Н. Я.
Данилевский.
2. Чтобы описать мир, в котором есть чудеса, которые «не покорились никаким выкладкам, цифрам, грубым прикосновениям науки и опыта» (И. А. Гончаров), автор книги «Фрегат „Паллада“» использует опыт немецкого «мудреца и поэта».
3. Творческая установка книги Гончарова — создать образ мира не как сочетания разноликих стран и континентов, а как всеобщего целого, «живого космоса».
4. Мир познаваем, считает автор «Фрегата „Паллада“», потому что есть искусство слова. Повествователь в книге предстает как свидетель того «химически-исторического процесса», который изменяет как природный мир, так и мир человека. Природа и человек показаны в этой книге, так сказать, «накануне диалога».
5. Вопрос о прогрессе осмыслен Гончаровым как поиск пути к «просветленному бытию» — через сопоставление двух цивилизаций: английской и русской.
2. Чтобы описать мир, в котором есть чудеса, которые «не покорились никаким выкладкам, цифрам, грубым прикосновениям науки и опыта» (И. А. Гончаров), автор книги «Фрегат „Паллада“» использует опыт немецкого «мудреца и поэта».
3. Творческая установка книги Гончарова — создать образ мира не как сочетания разноликих стран и континентов, а как всеобщего целого, «живого космоса».
4. Мир познаваем, считает автор «Фрегата „Паллада“», потому что есть искусство слова. Повествователь в книге предстает как свидетель того «химически-исторического процесса», который изменяет как природный мир, так и мир человека. Природа и человек показаны в этой книге, так сказать, «накануне диалога».
5. Вопрос о прогрессе осмыслен Гончаровым как поиск пути к «просветленному бытию» — через сопоставление двух цивилизаций: английской и русской.