Книга Отто Вейнингера «Пол и характер» в оценке русских символистов
Алексей Иосифович Жеребин
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
190
2016-03-14
18:15 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен русской рецепции книги австрийского писателя Отто Вейнингера «Пол
и характер»
(1903) — выразительного свидетельства авангардистской мизогинии. Актуализируя
имеющиеся у Вейнингера черты
«русского мировоззрения» (апокалипсический максимализм, бинарную структуру мышления, онтологическое понимание психологии), русская критика символистского направления вовлекает созданный им текст в национальное пространство философско-религиозного дискурса,
а затем выбрасывает его переработанным по структуре своего языка.
Тезисы
С
именем Отто Вейнингера (1880–1903)
связана одна из самых громких литературных сенсаций начала ХХ в. Его
книга «Пол и характер» (первоначальное название «Эрос и Психея», 1903) — выдающийся образец антропологической утопии эпохи раннего модернизма.
Центральный эпизод интенсивной русской рецепции Вейнингера разыгрывается
не в сфере тривиальной литературы (напр., рассказ Анатолия Каменского
«Женщина», 1909) и не в сфере марксистской критики (напр., эссе В. М. Фриче «Торжество
пола и гибель цивилизации», 1909), а в культурном пространстве символизма и неохристианства, на фоне мистерии Вечной женственности.
Свидетельством этого являются выразительные суждения Андрея Белого, Вяч. В. Иванова, З. Н. Гиппиус, Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, П. Флоренского, позднейший вейнингеровский интертекст в прозе Б. Л. Пастернака вплоть до «Доктора Живаго», где герои проходят наряду со школой Л. Н. Толстого (прежде всего, как автора «Крейцеровой сонаты») и школу Вейнингера.
Вовлекая теорию Вейнингера в национальное пространство религиозно-философского дискурса, русская критика деконструирует его по структуре своего «языка», а затем снова выбрасывает его за свои границы как объект полемики, которая служит прояснению и уточнению собственной позиции — концепции андрогинной культуры. Заслуживает внимания и всплеск интереса к Вейнингеру на рубеже ХХ–ХХI вв., видимо, на фоне постмодернистких Gender Studies.
Свидетельством этого являются выразительные суждения Андрея Белого, Вяч. В. Иванова, З. Н. Гиппиус, Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, П. Флоренского, позднейший вейнингеровский интертекст в прозе Б. Л. Пастернака вплоть до «Доктора Живаго», где герои проходят наряду со школой Л. Н. Толстого (прежде всего, как автора «Крейцеровой сонаты») и школу Вейнингера.
Вовлекая теорию Вейнингера в национальное пространство религиозно-философского дискурса, русская критика деконструирует его по структуре своего «языка», а затем снова выбрасывает его за свои границы как объект полемики, которая служит прояснению и уточнению собственной позиции — концепции андрогинной культуры. Заслуживает внимания и всплеск интереса к Вейнингеру на рубеже ХХ–ХХI вв., видимо, на фоне постмодернистких Gender Studies.