Формирование социокультурной компетенции на занятиях по домашнему чтению на филологическом факультете
Людмила Юрьевна Мастыкина
Докладчик
доцент
Смоленский государственный университет
Смоленский государственный университет
416
2016-03-15
15:40 -
16:10
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются возможные способы формирования
социокультурной компетенции у студентов-филологов. Предлагаются разработанные автором упражнения
для работы с произведением Н. Хорнби «Всё о мальчике».
Тезисы
Тенденции современного
мира к диалогу культур значительно влияют на цели и содержание обучения
иностранному языку. Одним из результатов его изучения должна быть готовность и
способность жить и осуществлять общение в поликультурном мире. Социокультурная компетенция является важной составляющей
иноязычной коммуникативной компетенции, так как для полноценного общения с носителями
языка требуются знания социокультурного фона, в контексте которого
функционирует изучаемый иностранный язык. Использование в процессе обучения художественных текстов зарубежных писателей
дает возможность проследить основные черты менталитета представителей
англоязычных стран. В этой связи с целью формирования социокультурной
компетенции у студентов филологического факультета представляется приоритетным
изучение аутентичных художественных произведений. На 3 курсе филологического
факультета Смоленского государственного университета изучается роман
современного английского писателя Н. Хорнби «Всё о мальчике» (1998). В нем
затрагивается тема современной популярной культуры Великобритании, отражаются
проблемы взаимоотношения людей разного возраста.
Во
время работы с произведением внимание студентов акцентируется на
коммуникативном поведении героев, на особенностях их вербального и невербального общения. Предлагается
ведение социокультурного дневника, в котором отмечаются повседневные действия героев, особенности
их национальной культуры. Полученная
информация сравнивается с ранее известной, проводятся параллели с родной
культурой, американской культурой, а также культурой страны второго изучаемого
языка. Во время выполнения данной работы и в процессе последующего обсуждения опровергаются
или подтверждаются стереотипы, сложившиеся у студентов по отношению к
английской культуре. На занятиях внимание уделяется пополнению словарного запаса
студентов. Лексические единицы анализируются с позиции того, что лексический
фон романа отражает английскую национальную культуру реалии. Каждый
раздел заканчивается рубрикой «Cultural Note»,
содержащей дополнительные вопросы об английских реалиях и культурных
особенностях, встречающихся на страницах романа. Таким
образом, в процессе работы с художественным произведением овладение фоновыми знаниями и
наблюдение за вербальным и невербальным поведением героев произведения будет
способствовать формированию социокультурной компетенции.