45th International Philological Research Conference

Формирование социокультурной компетенции на занятиях по домашнему чтению на филологическом факультете

Людмила Юрьевна Мастыкина
Докладчик
доцент
Смоленский государственный университет

416
2016-03-15
15:40 - 16:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются возможные способы формирования социокультурной компетенции у студентов-филологов. Предлагаются разработанные автором упражнения для работы с произведением  Н. Хорнби «Всё о мальчике».

Тезисы

Тенденции современного мира к диалогу культур значительно влияют на цели и содержание обучения иностранному языку. Одним из результатов его изучения должна быть готовность и способность жить и осуществлять общение в поликультурном мире. Социокультурная компетенция является важной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции, так как для полноценного общения с носителями языка требу­ются зна­ния социокультурного фона, в контексте которого функционирует изучаемый иностранный язык. Использование в процессе обучения ху­дожест­венных текстов зарубежных пи­сателей дает возможность проследить ос­нов­ные черты менталитета предста­вителей англоязычных стран. В этой связи с целью формирования социокультурной компетенции у студентов филологического факультета представляется приоритетным изучение аутентичных художествен­ных произведений. На 3 курсе филологического факультета Смоленского государственного университета изучается роман современного английского писателя Н. Хорнби «Всё о мальчике» (1998). В нем затрагивается тема современной популярной культуры Великобритании, отражаются проблемы взаимоотношения людей разного возраста. Во время работы с произведением внимание студентов акцентируется на коммуникативном поведении героев, на особенностях их вербального и невербального общения. Предлагается ведение социокультурного дневника, в котором  отмечаются повседневные действия героев, особенности их национальной культуры. Полученная информация сравнивается с ранее известной, проводятся параллели с родной культурой, американской культурой, а также культурой страны второго изучаемого языка. Во время выполнения данной работы и в процессе последующего обсуждения опровергаются или подтверждаются стереотипы, сложившиеся у студентов по отношению к английской культуре. На занятиях внимание уделяется пополнению словарного запаса студентов. Лексические единицы анализируются с позиции того, что лексический фон романа отражает английскую национальную культуру реалии. Каждый раздел заканчивается рубрикой «Cultural Note», содержащей дополнительные вопросы об английских реалиях и культурных особенностях, встречающихся на страницах романа. Таким образом, в процессе работы с художественным произведением овладение фоновыми знаниями и наблюдение за вербальным и невербальным поведением героев произведения будет способство­вать формированию социокультурной компетенции.