К концепции учебно-методического комплекса по второму иностранному языку
Михаил Витальевич Корышев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
416
2016-03-19
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Необходимость построения новой системы обучения второму
иностранному языку требует создания нового учебно-методического
комплекса.
Авторы имеющихся на рынке учебников прописывают для
аудитории жизненную траекторию, отличающуюся от планов большинства
универсантов.
Культурный контекст позволяет достигать целей,
стоящих перед курсом второго языка. Литература может стать основой такого
учебно-методического комплекса. Основные задачи — изучение
феномена чтения на родном и иностранном языке в студенческой аудитории, поиск и
каталогизация произведений, каталогизация упражнений.
Тезисы
Необходимость построения новой системы обучения немецкому
языку как второму иностранному, где наряду с практической целью обучения
выдвигаются задачи, связанные с формированием у обучающихся общекультурных
компетенций, обеспечивающих успешную социализацию индивидуума в социуме,
диктует задачу создания соответствующего учебно-методического комплекса.
Имеющиеся в настоящее время пособия подводят обучающихся к
овладению языком на соответствующем уровне, подводя их в вместе с тем к жизни в
странах, где немецкий язык имеет статус государственного. Авторы нередко
довольно четко прописывают для себя профиль своей аудитории — лица, стремящиеся
к получению впоследствии образования на немецком языке (как правило, речь идет
о бакалаврских образовательных программах),
готовые для достижения своей мечты пройти целый ряд ступеней по
социальной лестнице и планирующие, в конце концов, связать свою жизнь с новой
для себя страной не только в профессиональном, но и в личном плане.
Жизненная траектория, которую прорисовывают для себя
универсанты, принципиально иная, иначе соотносятся в классическом университете
и разнообразные цели, стоящие как перед курсом второго иностранного языка, так
и перед преподавателем, от которого требуется готовность решать не только
частнодидактические, но и общепедагогические (образовательные, воспитательные и
социализационные) задачи.
Справедливо будет предположить, что именно пространство
культуры является оптимальной площадкой, позволяющей достигать всего спектра
целей, стоящих перед курсом второго языка. Литература в этом случае со своим
жанровым богатством и многообразием может рассматриваться как основа для
создания учебно-методического комплекса нового типа. В настоящее время художественная литература — к
сожалению, все чаще речь идет о тривиальной литературе — довольно активно
используется на продвинутом этапе обучения, задача же университетского
учебно-методического комплекса вернуть подлинную литературу начинающим, тем
более что отмечавшееся выше ее жанровое богатство позволяет это сделать.
Основные задачи сводятся, во-первых, к изучению феномена чтения на родном и
иностранном языке применительно к студенческой аудитории с учетом ее
гетерогенности, во-вторых, к поиску и каталогизации художественных
произведений, доступных обучающимся на разных этапах, в-третьих, в
каталогизации упражнений разного типа, используемых при работе с литературным
текстом.