Апофеоз беспочвенности, или русская философия на французской почве: рецепции неогегельянства и экзистенциализма во Франции в 1930-е гг.
Анатолий Аркадьевич Рябов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
129
2016-03-19
13:30 -
13:50
Ключевые слова, аннотация
В 1920–1930-х гг. в интеллектуальной жизни Франции наблюдается небывалый интерес
к творчеству русских мыслителей-эмигрантов, оказавшихся в это время в Париже.
Особую роль в развитии этого интереса сыграли деятельность А. Кожева в его
знаменитом семинаре по «Феноменологии духа» Гегеля и позднее творчество Л. Шестова,
посвященное философии Кьеркегора и Гегеля. Парадоксальным образом
противоположные философские интенции этих русских мыслителей, в конечном счете,
оказали существенное влияние на формирование важнейшего направления во
французской философии ХХ в. — экзистенциализма.
Тезисы
В
20–30-х гг. ХХ в. в интеллектуальной жизни Франции наблюдается небывалый интерес
к творчеству отдельных русских мыслителей-эмигрантов, оказавшихся волею судеб в
это время в Париже. Речь идет о таких известных русских мыслителях, философах
русского Зарубежья, как Н. Бердяев, В. Зеньковский, Г. Флоровский, Л. Шестов,
Б. Вышеславцев, и менее известных, таких, как А. Койре и А. Кожев. Особую роль
в развитии этого интереса сыграли деятельность А. Кожева в его знаменитом
семинаре по «Феноменологии духа» Гегеля и позднее творчество Л. Шестова,
посвященное философии Кьеркегора и Гегеля. При этом следует иметь в виду, что
оба этих мыслителя представляли разные поколения русских философов, и речь идет
не только о значительной разнице в возрасте, но и, главным образом, о принципиальных
расхождениях в понимании мира. Если для А. Кожева философия — это, прежде
всего, рациональное мировоззрение, то у Л. Шестова с самого начала его творчества
доминировало иррационально-религиозное понимание философии, граничащее с мисологизмом и восходящее
к знаменитому тезису К. Тертуллиана: «верую, ибо абсурдно». Семинары А. Кожева
оказали серьезное влияние на таких
мыслителей видных французских мыслителей, как Ж. Батай, А. Бретон, Ж. Ипполит,
Ж. Лакан, М. Мерло-Понти и другие. Что же касается влияния идей Л. Шестова, то
оно прослеживается, прежде всего, в творчестве А. Камю, С. Вейль, С. де Бовуар
и Ж.-П. Сартра и других мыслителей. Парадоксальным образом противоположные
философские интенции этих русских мыслителей, в конечном счете, оказали
существенное влияние на формирование таких важнейших направлений во французской
философии ХХ в., как феноменология и экзистенциализм.