О явлении звукоизобразительности на материале вымышленных языков
Варвара Алексеевна Давыдова
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
157
2016-03-17
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается явление звукоизобразительности
на материале вымышленных языков. Автор предлагает рассматривать вымышленные
языки как новый источник для изучения примарной мотивации.
Тезисы
Явление звукоизобразительности — связи
слова со значением — до сих пор ставит перед исследователем больше вопросов,
чем ответов. Сложность его изучения обусловлена целым комплексом проблем. Одной
из таких проблем является трудность получения материала для исследования. В ходе своей эволюции языковой знак
подвергается процессу денатурализации — ослаблению связей между звуковой формой
и значением, в результате чего первичная номинация, звукоизобразительность,
оказывается стертой и может быть восстановлена лишь путем сложного этимологического
анализа. В современных же языках номинативный инвентарь пополняется
преимущественно путем вторичной номинации — использования для создания новых
обозначений уже существующих единиц. Первичная номинация рассматривается в
работах по лингвистике как крайне редкое явление в современных языках, из чего
следует, что она почти недоступна наблюдению и изучению.
Между тем существует еще одна область, где активно идет процесс первичной номинации — в искусственных языках. Конструирование языков набирает в культуре все большую популярность. Таким образом, появляется возможность непосредственно наблюдать закономерности первичной номинации и поставить вопрос о возможности рассматривать эти процессы как модель, имитирующую создание первообразных слов в естественных языках. С точки зрения фоносемантического исследования наибольший интерес представляют те сконструированные языки, где создатели репрезентуют язык не как целостную языковую систему, а как письменную и устную речь героев вымышленного мира. Не предоставляя аудитории готового словаря, авторы рассчитывает на языковую интуицию аудитории, благодаря чему сохраняется принцип семантического означивания языковых единиц.
Исходя из этих рассуждений, для исследования звукоизобразительности и примарной мотивации были выбраны три вымышленных языка, созданных англоязычными авторами: лэпин (Р. Адамс), эльфийский язык, (Дж. Р. Толкиен) и на'ви (П. Фроммер).
Выявленные на основе сравнительного анализа данных языков закономерности позволяют положительно ответить на вопрос о возможности использования вымышленных языков в качестве модели примарной номинации. Благодаря новому материалу появляется возможность изучать проявления звукоизобразительности в двух основных подсистемах фоносемантики: в области ономатопеи и звукового символизма, а также проследить проявления звукоизобразительности на различных уровнях языка и сопоставить их с моделями, уже выявленными в исследованиях естественных языков. Выявленное сходство моделей и принципов номинации позволяет сделать вывод об объективности открытых ранее фоносемантических закономерностей.
Между тем существует еще одна область, где активно идет процесс первичной номинации — в искусственных языках. Конструирование языков набирает в культуре все большую популярность. Таким образом, появляется возможность непосредственно наблюдать закономерности первичной номинации и поставить вопрос о возможности рассматривать эти процессы как модель, имитирующую создание первообразных слов в естественных языках. С точки зрения фоносемантического исследования наибольший интерес представляют те сконструированные языки, где создатели репрезентуют язык не как целостную языковую систему, а как письменную и устную речь героев вымышленного мира. Не предоставляя аудитории готового словаря, авторы рассчитывает на языковую интуицию аудитории, благодаря чему сохраняется принцип семантического означивания языковых единиц.
Исходя из этих рассуждений, для исследования звукоизобразительности и примарной мотивации были выбраны три вымышленных языка, созданных англоязычными авторами: лэпин (Р. Адамс), эльфийский язык, (Дж. Р. Толкиен) и на'ви (П. Фроммер).
Выявленные на основе сравнительного анализа данных языков закономерности позволяют положительно ответить на вопрос о возможности использования вымышленных языков в качестве модели примарной номинации. Благодаря новому материалу появляется возможность изучать проявления звукоизобразительности в двух основных подсистемах фоносемантики: в области ономатопеи и звукового символизма, а также проследить проявления звукоизобразительности на различных уровнях языка и сопоставить их с моделями, уже выявленными в исследованиях естественных языков. Выявленное сходство моделей и принципов номинации позволяет сделать вывод об объективности открытых ранее фоносемантических закономерностей.