45th International Philological Research Conference

Вещица/векшица в мифологических рассказах Верхнего и Среднего Прикамья

Юлия Анатольевна Шкураток
Докладчик
доцент
Пермский государственный национальный исследовательский университет

213
2016-03-15
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен представлениям о колдуньях-вещицах, отраженных в мифологических рассказах Верхнего и Среднего Прикамья. Специфической их функциями является причинение вреда репродуктивному здоровью человека и животных. Характерной способностью вещицы является оборотничество. Помимо общеславянского вещица, используются номинации векша, векошка, векшица, вештица, вещелица, вещица, возникшие в результате затемнения внутренней формы и утраты связи с мотивирующим глаголом ведать.

Тезисы

В мифологических рассказах, записанных в Верхнем и Среднем Прикамье, сохраняются представления о колдуньях-вещицах, связанные с определенным комплексом сюжетов и мотивов.
С ведьмой вещицу роднит способность отбирать молоко у коров, насылать болезни на людей, однако специфической функцией является причинение вреда репродуктивному здоровью человека и животных. Вещица вынимает плод из чрева беременной женщины или самки животного, при этом заменяет его каким-либо бытовым предметом: веником, головешкой, мочалом, мылом и пр. Похищенных младенцев и детенышей животных вещица жарит и поедает. Не менее зловредное воздействие она оказывает на репродуктивное здоровье мужчин, отрывая или повреждая им половые органы.
Характерной способностью вещицы является оборотничество. Набор образов оборотничества этого персонажа велик, однако можно говорить о двух доминантных образах: птичьем облике (чаще сороки, реже воробья, вороны, гуся), когда вещица отправляется для осуществления вредоносных действий, и облике животного (чаще свиньи, реже барана, волка, козла, кошки, лошади, поросенка, собаки), которое преследует людей, особенно молодых мужчин, с вредоносной целью (обычно, чтобы повредить половые органы). Отличительной чертой вещицы является ее способность перемещаться по воздуху, при этом она может сохранять человеческий облик. Чаще всего для обретения этой способности вещица использует лекарство, летучую мазь, мазево, масло, мед, краску, сажу. Для различных обличий вещицы остается неизменной способность к быстрому перемещению в пространстве: вещица бежит, летит, катится, стремится.
Помимо общеслав. вещица, используются номинации векша, векошка, векшица, вещелица, возникшие в результате затемнения внутренней формы и утраты связи с мотивирующим глаголом ведать.  Для носителей диалектов лексема векшица мотивирована словом векша: Векшицы в трубу на ухвате летают. Векша — эта белка (Б. Кусты Куед.). Слово векшица появилось в результате контаминации вещица ‘колдунья, склонная к оборотничеству’ и векша ‘белка’ (векшица ‘маленькая белка’), которой способствовали развитие множества переносных значений у слова вещица, в том числе ‘сорока’, ‘лесной дух, часто в образе красиво окрашенной белки или бесхвостой сороки’, появление у слова векша ‘белка’ значения ‘сорока’, фонетическая близость в пермских говорах слов вещица (вешшица) и векшица.

Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 14-34-01279(а2).